«Тонкий лёд» дипотношений России и США

Отношения России и США не просто в глубочайшем кризисе. Они вот-вот будут разорваны. Наш МИД это вполне допускает, если США конфискуют российские активы или продолжат нагнетание военной эскалации на Украине. Что будет потом?

На краю пропасти

На днях замглавы российского МИД Сергей Рябков заявил, что Россия может разорвать дипотношения с США, если американские власти решат конфисковать российские активы или продолжат нагнетание военной эскалации на Украине. Такое развитие событий он назвал негативным, но при этом подчеркнул, что Россия «не держится обеими руками» за дипотношения с США.

Прямая речь

«Дипотношения сами по себе, разумеется, это не какой-то тотем, которому нужно поклоняться, это не священная корова, которую все берегут. Но инициативно идти на их слом, на разрыв мы не будем. Действовать в таком ключе не в наших правилах, в том числе исходя из нашего понимания того, что у России и США центральная роль в поддержании международной безопасности и стратегической стабильности».

Заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков. Интервью агентству Интерфакс.

Одновременно в российском МИД заявили, что прежнее «прагматичное восприятие действительности оказалось несвойственным поколению американской политической элиты, взявшему бразды правления в 1990-е и 2000-е годы, для которого иллюзорная вера в “конец истории” и “золотой век гегемонии США” была и остаётся базовым мировоззрением». «Эти круги США демонстрируют бесперспективную и абсурдную нацеленность на “смену режима” и организацию внутрироссийской смуты, во что вкладываются значительные средства. <…> В этом первопричина глубочайшего кризиса, который переживают сейчас российско-американские отношения. По вине Вашингтона, взявшего на вооружение оголтелую русофобию, они предельно истончились, рискуют быть разорванными в любой момент», – отмечается в заявлении МИД России. 

Ни копейки Украине?

Итак, мы заявили, что готовы разорвать дипотношения с США, если Вашингтон осмелится конфисковать наши активы. Мы подчёркиваем, что это не выбор России. Но, как говорится в заявлении нашего МИД, безответственные шаги США, раскручивающие маховик эскалации, включая доктринально поставленную задачу нанести Москве «стратегическое поражение», могут привести к катастрофическим последствиям.

Накануне газета The New York Times сообщила, что администрация Байдена начала срочные переговоры с союзниками об использовании замороженных активов России для помощи Киеву. В этом контексте любопытно заявление госсекретаря США Блинкена о том, что у США «имеется очень чёткий план, который гарантирует, что Украина сможет стоять на своих ногах в экономическом, военном и демократическом отношении, который предполагает, что в выделении ей помощи на нынешнем уровне не будет необходимости».

Говоря проще, США закрывают долларовый кран для Украины? Но только свой долларовый кран. Блинкен имел в виду ограничение американской помощи, которая, судя по всему, должна быть компенсирована за счёт денег, сворованных у России. Похоже, в этом и есть американский «чёткий план». И Штаты намерены его реализовать, в противном случае он бы не был анонсирован.

В результате они реально лишат Россию её денег и продолжат финансирование своего проекта «Анти-Россия» – но не за свой счёт, а за наш. Как ни бейся демократы с республиканцами в Конгрессе по поводу финансирования Украины и как ни пытайся республиканцы воспрепятствовать этому, трудно представить, что США просто так бросят Киев на произвол судьбы. Республиканцы отнюдь не союзники России и вовсе не стремятся к миру на Украине. Они всего лишь топят Байдена и его администрацию в канун президентских выборов, используя их промахи на украинском треке. В другом случае республиканцы точно так же пытались бы изыскивать средства для Киева, как их сейчас изыскивают демократы. И они нашли способ продолжения финансирования режима Зеленского – через конфискацию наших денег и перенаправление их Киеву. И поэтому в решимости США реализовать эту «гениальную» задумку не стоит сомневаться. Но есть одно большое «НО», которое на полотне отношений с США нарисовала Россия.

Психологический рубеж

Мы наблюдаем следующую картину: США окончательно, как говорится, оторвались. Почему? Потому что не боятся России. Потому что считают, что дальше заявлений на сайте своего МИД Россия не пойдёт. Президент Владимир Путин в начале СВО говорил о решимости России применить в случае необходимости все средства для обеспечения своей безопасности и суверенитета. Тогда на Западе все поняли так, что Путин «угрожает ядерным ударом». Москва не старалась разубедить Запад в его понимании слов Путина. Но похоже, американцы по прошествии времени подзабыли предупреждения русского лидера. И потому, понятно, Москва сегодня ищет аргументы, которые были бы ледяным душем для потерявших боязнь американцев.

Какова логика Москвы? Разрыв дипотношений между Россией и США является предвестником их прямого вооружённого столкновения, которое, в случае возникновения, грозит перерасти в ядерную войну.

Прекращение дипотношений – этот тот самый психологический рубеж, за которым, по рассуждению Москвы, американцы должны понять, что шутки с нами на самом деле кончились. Это и есть тот самый отрезвляющий душ. Мы создаём в сознании американского истеблишмента понимание, что мы готовы ударить по США – потому что не видим другого способа остановить их в их стремлении уничтожить Россию.

Подчеркнём, ударить не для того, чтобы наказать и показать своё военное превосходство, а для того, чтобы предотвратить гибель России, к чему США так стремятся вне зависимости от политической окраски своей администрации.

Какова логика американцев? Пока в Вашингтоне толком не отреагировали на вербальный демарш Москвы. Напряглись, думают. Может быть, даже впали в лёгкий ступор – потому как именно ядерной войны американцы и боятся. Президент Байден не раз высказывался в том смысле, что США и их союзники по НАТО имеют добро на любые антирусские действия, но с оговоркой – только на те, которые исключают прямое столкновение НАТО с Россией и ядерную войну.

И ясно почему, если рассматривать вопрос с эсхатологической точки зрения. Русские, христиане в основной своей массе, не видят в своей физической смерти конец своего бытия. На этом же понимании жизни и смерти основываются и мусульмане. А вот американский истеблишмент больше всего боится физической смерти, поскольку за границей земного бытия он ничего больше не видит. Для него это конец всего. 

Американец-либерал, тот, кто является частью истеблишмента, боится умереть, не попользовавшись тем, что «заработал непосильным трудом» на сотни лет вперёд. Для того ли американцы «коллекционируют» доллары и добиваются власти над миром, чтобы сгореть в ядерном огне? 

Американский истеблишмент уничтожил бы Россию в одночасье – что является его вечным императивом, – если бы был убеждён, что не получит ничего в ответ.

Но дело как раз в том, что американцы знают, что Россия сегодня на два шага впереди в средствах беспрепятственной доставки ядерного заряда в любую точку планеты. Против наших ядерных ракет у США нет защиты. Потому-то любой намёк на ядерный удар со стороны России – а именно он может быть следствием разрыва дипотношений – должен служить для американцев холодным, отрезвляющим душем.

Какова логика американской мысли в этих обстоятельствах? Поставим её в кавычки, чтобы читатель не отнёс эти рассуждения на счёт автора этих строк: «Если Россия разрывает с нами отношения, значит, готовится по нам ударить ядерным оружием. Может, нам ударить по России первыми, чтобы упредить её? Тоже не вариант, потому что по нам обязательно прилетит в ответ что-то, против чего у нас нет защиты. И тогда мы снова возвращаемся к началу рассуждения о разрыве дипотношений: нельзя доводить до того, чтобы Россия пошла на разрыв дипотношений. И сами мы не должны быть инициаторами их разрыва. Значит, мы должны сделать шаг назад на разных треках: свернуть помощь Украине и вообще сдать её, не конфисковывать русские активы и что-то ещё в этом духе».

И что мы видим? Вашингтон реально «сливает» Украину, чему множество прямых и косвенных свидетельств, и практически отказывает ей в дальнейшем финансировании из своего кармана. Но вот русские активы – по-прежнему под угрозой.

В сухом остатке

Мы даём понять Вашингтону , что разрыв дипотношений, будь то инициатива России или США, – это сознательное пересечение психологического рубежа, за гранью которого вопрос о ядерной войне будет звучать не «если», а «когда». Потому что разрыв дипотношений в сознании любого человека выглядит как ясный предвестник ядерной войны. Поднимая абсолютно беспрецедентный вопрос о разрыве с США дипотношений, Москва пытается отрезвить американский истеблишмент и, вероятно, даже напугать. Американский страх смерти – это наш политический рычаг, которым мы обязаны воспользоваться, чтобы защитить и сохранить Россию.

Текст: Игорь Пшеничников, политолог