США стремятся существенно увеличить цену потенциального «вторжения» Китая на Тайвань

С одной стороны, США поддерживают независимость Тайваня, с другой, Палата представителей одобряет поправки, способствующие более тесному сотрудничеству между Вашингтоном и Тайбэем и направленные на разрушение политики «одного Китая» не в фигуральном, а в буквальном смысле/

Одобренная в конце сентября Палатой представителей США поправка «о честных картах» призвана запретить минобороны «создавать, закупать или демонстрировать» карты, на которых Тайвань изображён как часть территории Китая, передаёт Taiwan News. То же предложение годом ранее, но в отношении Государственного департамента, уже успело оформиться в соответствующем законе после подписания документа Джозефом Байденом. Впрочем, и без принятия поправок Сенатом и попадания на стол президента, факт принадлежности Тайваня Китайской Народной Республике со стороны Министерства обороны США уже оспаривался. В 2018 году Пентагон на время закрыл доступ к выгруженному в интернет «Обзору ядерной политики», после того как в нём была обнаружена «ошибка».

В 32-страничном документе, определяющем долгосрочную стратегию в области ядерных вооружений, Тайвань оказался «неточно» изображён – включён в территорию Китая.

Отчего Пентагон, равно как и его военачальники, буднично озвучивающие сроки нападения на Тайвань, давно обозначили позицию по тайваньскому вопросу. В довесок к ним члены Конгресса, с подачи которых принимаются законы и поправки антикитайского толка, снимают существующие ограничения на взаимодействие между американскими и тайваньскими официальными должностными лицами, включая военных и гражданских. Только риторика Белого дома, как может показаться, выбивается из общего трека.

То Трамп, будучи главой США, принимает прямой телефонный звонок от новоизбранного «президента» Тайваня, тем самым определяя страну как независимое, суверенное государство, спустя же время признаёт политику «одного Китая». То Байден в статусе президента выступает против независимости Тайбэя, а несколькими месяцами позже анонсирует участие американских войск в защите острова при нападении КНР.

Иначе говоря, Белый дом играет на грани фола в политику «стратегической двусмысленности», противоречивые заявления первых лиц не дают возможности составить чёткое представление о намерениях США в отношении действий КНР, отчего всё большее число аналитиков из ведущих «фабрик мысли» призывают США к «стратегической ясности». По сути, склоняют Вашингтон ко взятию прямых обязательств, обозначив американский военный ответ на любого рода применение сил Китаем против Тайваня, на чём настаивает и светоч американской политики, президент Совета по международным отношениям Ричард Хаас.

Впрочем, занятие недвусмысленной позиции относительно защиты острова в условиях существования Народно-освободительной армии Китая в её нынешнем виде, будучи второй по мощи флота и третьей по силе воздушной группировки, ставит США в крайне затруднительное положение.

Пиррова победа от CSIS

Центр стратегических и международных исследований (CSIS) разработал компьютерную игру, моделирующую сценарии возможного вторжения Китая на Тайвань и последующего вмешательства в конфликт США и Японии в 2026 году. В большинстве итераций (эксперты запускали игру 24 раза в различных сценариях) Соединённые Штаты в союзе с Тайванем и Японией отражали десантное вторжение Китая и, как следствие, сохраняли автономию Тайбэя. Однако в любом из вариантов развития событий стороны несли огромные потери. В частности, авианосцы США оказывались на дне Тихого океана, равно как и современный флот Китая, являющийся крупнейшим в мире, переставал существовать.

Описанное аналитиками CSIS, произойди оно в жизни, нисколько не укрепило бы позиции США, напротив, нанесло бы ущерб глобальному положению Вашингтона на многие годы. Соединённые Штаты Америки как международный жандарм тотчас прекратили бы своё существование.

Иными словами, Америка нуждается в стратегии двусмысленности, но в концептуально новом её наполнении. Отсутствие гарантий победы в тайваньском конфликте делают режим сдерживания КНР со стороны Штатов всё менее надёжным. Продвигаемый США и их союзниками международный порядок, основанный на правилах (с сохранением статус-кво Тайваня), на деле не выдержит и нескольких десятилетий, не последуй трансформаций.

От Вашингтона требуется выделение значительных ресурсов на подготовку к конфликту в Тайваньском проливе, укрепление американских баз в Японии и на Гуаме для защиты от китайских ракетных ударов, перевод ВМС на более мелкие и более живучие корабли, удешевление производства истребителей со значительным увеличением их боевого радиуса. Наконец, противодействие китайским стратегам, чья деятельность будет направлена на то, как помешать США успешно вмешаться в конфронтацию на стороне Тайваня. В то время как сам факт вмешательства Вашингтона будет определяться степенью готовности Тайбэя противостоять Пекину.

Отчего наиболее верным и вместе с тем главным внешнеполитическим достижением Соединённых Штатов со времён Генри Киссинджера может стать условное сопряжение американской и «тайваньской» стратегий. Создание негласной дорожной карты для организации каждой стороной в избранной ею местности риска неприемлемого ущерба для сдерживания НОАК. Тем более, в опубликованном докладе Министерства обороны Тайваня от сентября 2023 года говорится о подстраивании Тайбэя под планы стратегического развёртывания ВС США в Индо-Тихоокеанском регионе.

И планы эти за счёт географического положения Тайваня, оборонного бюджета острова, тамошнего ВПК и действующего по сей день «Закона об отношениях с Тайванем», согласно которому США могут поставлять системы сугубо оборонительного характера, лежат в области «мобильного, малогабаритного, переносного» оружия. К чему, между прочим, последние годы Тайвань не выказывал особого желания, закупая по большей части дорогостоящую технику для ведения симметричной войны, на что обращали внимание эксперты американских и тайваньских аналитических центров.

Коренные изменения в сторону производства и закупки Тайванем систем асимметричной войны произошли несколько месяцев назад, почти совпав по времени с озвученной между строк по линии Пентагона концептуальной формулировкой.

Формула «не того дня»

Вашингтон нацелен на создание условий, при которых, цитата: «руководство КНР оценивало риски агрессии и приходило к выводу: “Сегодня не тот день” – и не только сегодня, а каждый день, в период до 2027 года, до 2035 года, до 2049 года и далее», следует из программной речи заместителя министра обороны США Кэтлин Хикс. Интерпретируя слова одного из соавторов «разворота» Соединённых Штатов в Азии, предопределившего конфронтацию США и Китая, Вашингтон стремится существенно увеличить цену потенциального «вторжения» Пекина на Тайбэй.

Те же концепции и технологии A2/AD – ограничение и воспрещение доступа и манёвра – что угрожают свободе передвижения американских войск в Южно-Китайском море и за его пределами, будут использованы США и Тайванем для защиты последнего от китайского «вторжения». Планируется выстраивание многоуровневой и глубоко эшелонированной системы обороны, организованной сухопутными войсками при поддержке средств ПВО, ВВС, РСЗО, ракетных оперативно-тактических комплексов и комплексов береговой обороны.

Повышая асимметричные возможности Тайваня

Для этого тайваньская администрация в ближайшее время ожидает от Пентагона поставок 11 пусковых установок HIMARS и 64 ракеты ATACMS к ним, четырёх ЗРК NASAMS, 300 ракет класса «воздух-воздух», включая AIM-120 и AIM-9X Sidewinder, семи систем дистанционного минирования M136 Volcano, 100 береговых ракетных комплексов и 404 ракет Harpoon, передачи 1240 противотанковых ракет TOW 2B, 200 противотанковых управляемых ракет Javelin и 46 торпед Gould Mark 48.

В то же время повышение асимметричных боевых возможностей Тайваня не ограничивается потоком отправляемого из США оружия. Сам Тайбэй для удовлетворения потребностей вооружённых сил спешно увеличивает производственные линии аналогичных систем собственной разработки, особенно в области разведывательных и ударных БПЛА. Так, тайваньская промышленность должна произвести собственными силами 700 беспилотных летательных аппаратов военного назначения разного типа и 7000 коммерческих дронов уже к 2028 году, следует из Доклада национальной обороны Тайваня.

Не отстаёт от беспилотных летательных аппаратов развитие ракетного вооружения. В ответ на наращивание материковым Китаем производства военных кораблей, активизацию учений НОАК в районе острова, промышленность Тайваня планирует достичь пика поставок ракет вооружённым силам в следующем году. Для этого тайваньский Институт науки и технологий (NCSIST) рассчитывает передать администрации Тайбэя свыше 1000 ракет.

Среди них: изделия для зенитно-ракетного комплекса Sky Bow III, созданного на основе технологий американского Patriot PAC-3; крылатые ракеты класса «воздух-земля» Wan Chien с дальностью стрельбы до 400 км, схожие с AGM-158 (JASSM); изделия Sky Sword II, аналогичные американской AIM-120 AMRAAM.

Наконец, противокорабельные ракеты Hsiung Feng II и Hsiung Feng III с дальностью стрельбы свыше 100 км. Поскольку именно последним отводят роль «убийц» боевых кораблей ВМС НОАК, то их годовое производство только к 2026 году планируют увеличить пятикратно, ежегодно поставляя в армию около 1000 ПКР, вместо сегодняшних 200. На эти цели власти острова выделят около 1,84 млрд долларов.

Продолжая логику усиления обороны Тайваня закупкой национального мобильного, малогабаритного, переносного оружия и техники, армейские соединения острова получат партиями до конца ноября 2025 года без малого 6 тысяч противотанковых ракет «Кестрел» для армейских соединений. Бронепробиваемость которых составляет 350 мм катаной гомогенной брони, чего достаточно для поражения плавающих танков VN18, составляющих основу потенциального китайского десантного «вторжения» на Тайвань.

Что же до «глубокого удара», призванного поразить ключевые логистические узлы противника и тем самым сорвать темпы наступления, то он представлен сверхзвуковой крылатой ракетой Yun Feng с увеличенной дальностью стрельбы до 2000 км. Она предназначена для достижения целей в глубине северной и центральной части Китая, сумей пройти противовоздушную оборону КНР.

Ко всему прочему, на фоне роста напряжённости с Китаем Тайвань популяризирует армию среди местного населения: Министерство национальной обороны впервые за девять лет проводит день открытых дверей. В унисон этому администрация острова продолжает подготовку резервистов, увеличивает сроки обязательной военной службы, издаёт приказ о повышении требований по физической подготовке для сержантов-добровольцев и солдат, и готовится спешно развернуть 220 военно-медицинских объектов для хранения крови и неотложных операций по всему острову, чем, ни от кого не скрывая, готовится к потенциальному военному противостоянию с Китаем.

Всего этого для полноценного отражения силовой операции, понимают на острове, окажется недостаточно. Это осознаёт и Пентагон, в планах которого значится переброска части своих боеприпасов и оборудования из Юго-Восточной Азии на Тайвань. Всё для того же – увеличения цены потенциальной попытки силового присоединения острова, пока многоуровневое сдерживание быть оформлено не может. О том свидетельствует очередная отмена испытания гиперзвуковой ракеты наземного базирования с заявленной дальностью полёта изделия в 2775 км.

Техническая неготовность США к развёртыванию одного из ключевых элементов сдерживания на театре военных действий ставит Вашингтон в неприглядное положение в глазах союзников. Хотя это же и подыгрывает ему стратегически: заставляет партнёров по региону начинать всё более активное взаимодействие в военной области, как то сделали Япония и Южная Корея за счёт отсутствия баланса сил. Они не скрывают своей обеспокоенности долгосрочными перспективами военного господства Китая в регионе, что к 2035 году намерен завершить процесс обновления и модернизации НОАК, а к 2049 году превратить китайскую армию в передовую мировую военную силу, что сравняется с американскими военными возможностями, а то и превзойдёт их.

Палестино-израильский фактор

В этих условиях расширение присутствия вооружённых сил США в регионе будет рассматриваться Японией и Южной Кореей как единственной способ «защиты свободы и демократии». В это время Вашингтон займётся укреплением позиций в Индо-Тихоокеанском регионе с попутным сдерживанием Пекина путём создания зоны неприемлемого ущерба в избранной им местности. Вместе с тем факт создания последнего затребует развёртывания большого числа ударных систем на территории вышеперечисленных стран, из-за чего они станут объектами сдерживания с китайской стороны, к чему Сеул и Токио не могут проявлять ни капли оптимизма.

Особенно на фоне эпизода с бегством американских войск из Афганистана, посеявшего семена сомнений в том, придут ли США на помощь своим союзникам в случае угрозы.

А поскольку США сами обещают стать причиной реальной угрозы, размести они ударные комплексы, направленные на сдерживание Китая у него в подбрюшье, этот вопрос стал бы, мягко говоря, дискуссионным. Особенно для стран, давно привыкших быть ведомыми мнением Вашингтона, не произойди очередного витка обострения на международном уровне.

И последние военно-политические события, связанные с очередным палестино-израильским конфликтом, находятся под пристальным изучением игроков Индо-Тихоокеанского региона. Речь не только о создании Тайванем оперативной группы для извлечения уроков из внезапного нападения ХАМАС на Израиль, о чём заявил глава тайваньского военного ведомства, сколько об оценке странами региона готовности США прийти на помощь союзнику.

Решение Вашингтона направить вторую авианосную ударную группу в восточное Средиземноморье, недалеко от Израиля, а также подготовка США для развёртывания на Ближнем Востоке 2 тысяч военнослужащих, были восприняты рядом стран Индо-Тихоокеанского региона с должным оптимизмом. Отчего региональные союзники Белого дома, такие как Япония и Южная Корея, на полпути к выводу, что США отреагируют на любое применение силы Пекина.

Потому вероятность размещения в регионе дополнительных военно-воздушных, военно-морских сил, американских баллистических ракет для создания зоны неприемлемой угрозы для НОАК кратно возрастает.

Наконец, Вашингтон стремится существенно увеличить цену потенциального «вторжения» Пекина на Тайбэй лишь для того, чтобы не допустить становление Китая ведущей мировой сверхдержавой, поскольку таковой он может стать исключительно с провинцией Тайвань в своём составе. Так считают в Америке. 

Текст: Герман Полысалов