США начинают новую гонку ОМП

Леонид Савин

19 октября 2023 года появились новости, что США на ядерном полигоне в Неваде провели экспериментальный мощный взрыв с применением химикатов и радиоизотопов.

Издание Bloomberg пишет, что «хотя испытание является законным, время было выбрано примечательное: оно произошло вскоре после того, как Россия объявила, что больше не будет присоединяться к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, который запрещает ядерные взрывы. Этот договор так и не вступил в законную силу, хотя и Россия, и США соблюдали его нормы с момента окончания холодной войны».

Однако испытания в США были запланированы ранее. Ещё в сентябре представитель Министерства энергетики США заранее оправдывался, что его ведомство «готово доказать, что его инженеры не нарушают 30-летний мораторий на испытания ядерного оружия в попытке побудить Китай и Россию быть более прозрачными и разрядить военную напряжённость».

В кулуарах Международного агентства по атомной энергии в Вене даже прозвучало предложение разрешить международным наблюдателям стать свидетелями секретных испытаний американского оружия. Но его испытали без посторонних.

17 октября депутаты Государственной Думы Российской Федерации в первом чтении приняли законопроект об отзыве Россией ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. При этом было сказано, что это не означает выхода из договора или немедленное проведение новых ядерных испытаний.

Здесь нужно отметить, что США вообще не ратифицировали этот договор, поэтому они обошлись без каких-либо юридических решений. Собственно, Вашингтон так обычно и поступает, чтобы не осложнять себе какие-либо действия.

Очевидно, что действия России носили реактивный характер, включая вопросы общей ситуации в области безопасности. Однако всё это вряд ли можно назвать совпадениями. Скорее, в США это является реализацией детального расчёта, который готовился многие месяцы. И об этом говорят документы.

В середине октября вышел доклад Конгресса США «О стратегическом положении Америки». Там сказано:

Цели стратегии США должны включать эффективное сдерживание и разгром одновременно агрессии России и Китая в Европе и Азии с использованием обычных вооружённых сил. Если США, их союзники и партнёры не располагают достаточными обычными вооружениями для достижения этой цели, стратегию США необходимо изменить, чтобы увеличить зависимость от ядерного оружия для сдерживания и противодействия оппортунистической и коллаборативной агрессии на другом театре военных действий.

Размер и состав ядерных сил должны учитывать возможность комбинированной агрессии со стороны России и Китая. Стратегия США больше не должна рассматривать ядерные силы Китая как «меньшую включённую» угрозу. Соединённым Штатам нужна ядерная позиция, способная одновременно сдерживать обе страны.

Комиссия рекомендует Соединённым Штатам придерживаться ядерной стратегии, согласующейся с правом вооружённых конфликтов, основанной на шести фундаментальных принципах: гарантированный ответный удар, гибкое реагирование, индивидуальное сдерживание, расширенное сдерживание и гарантии, рассчитанная двусмысленность в декларативной политике, хеджирование рисков — и применять эти принципы для устранения угрозы 2027-2035 годов.

Здесь, конечно же, возникают вопросы: а что такое «рассчитанная двусмысленность в декларативной политике»? Двойные стандарты? Или намеренное поддержание неопределённости действий?

На странице 27 сказано, что «ядерная стратегия США долгое время сохраняла определённую степень рассчитанной двусмысленности в отношении точных обстоятельств, при которых Соединённые Штаты могли бы применить ядерное оружие. Это способствует сдерживанию, создавая неопределённость в сознании потенциальных противников и заверяя союзников США в том, что Соединённые Штаты оставляют за собой право первыми применить ядерное оружие для их защиты, если это необходимо».

На странице 31 говорится, что нужно «поддерживать декларативную политику рассчитанной двусмысленности в отношении условий, при которых США могут применить ядерное оружие, чтобы сохранить варианты действий для президента при любых обстоятельствах, усложнить противнику принятие решений относительно вступления в войну с Соединёнными Штатами и удержать противника от эскалации конфликта с США».

Иными словами речь о том, что именно США первыми применят ядерное оружие тогда, когда они посчитают нужным.

Кроме того в документе рекомендуется Министерству обороны и Министерству энергетики расширить ядерную инфраструктуру от промышленной базы, связанной с производством ядерного оружия, до научных разработок. Параллельно с этим говорится о необходимости приоритетов в области разработки высокоточного оружия большого радиуса действия, сверхзвуковых ракет, перехватчиков, аналитики больших данных, искусственного интеллекта и квантовых вычислений.

Основными угрозами для США, как и ранее, указаны Россия и Китай. Также упомянута КНДР и Иран, хотя об Иране не говорится как о ядерной угрозе, но лишь о риске баллистических ракет.

Доклад готовился членами специальной комиссии и проходил слушания комитета Сената по вооружённым силам. В общей сложности двенадцать членов комиссии, подготовивших доклад, пришли к выводу, что Соединённые Штаты сталкиваются с «беспрецедентной» угрозой одновременной борьбы с двумя равными противниками, обладающими ядерным оружием, — Россией и Китаем, — и это не было предусмотрено последней независимой комиссией, которая оценивала стратегические силы страны ещё в 2010 году.

Следует обратить ещё на два документа, которые связаны с этой темой. Накануне вышла Стратегия противодействия оружию массового поражения (ОМП) Министерства обороны США. Та же проблематика, те же угрозы (Китай, Россия, КНДР и Иран), но несколько другой фокус. Там сказано о необходимости:

  1. предоставить надёжные варианты сдерживания применения ОМП и обеспечить гарантии союзникам и партнёрам;
  2. создания объединённой силы, способной проводить кампании, сражаться и побеждать в условиях применения ОПМ;
  3. дать возможность союзникам и партнёрам противодействовать распространению и применению ОМП;
  4. ухудшить способности актора разрабатывать, приобретать или использовать ОМП;
  5. принять меры в рамках общегосударственных усилий по предотвращению распространения ОМП и реагированию на его применение; и
  6. продолжать передовые исследования и разработки для противодействия будущим химическим и биологическим угрозам.

В Стратегии подчёркнуто, что Россия и Китай разрабатывают химическое и биологическое оружие. При этом намеренно даётся ложная информация о нарушении Россией обязательств, связанных с конвенциями о биологическом и химическом оружии. Упоминается «новичок», доказательств о применении которого со стороны России так и не было представлено. Видимо, на Западе продолжают считать, что всё, что говорят в США, остальные должны воспринимать как правдивые факты, хотя в большинстве случаев это фейки и голословные обвинения. Между тем, именно США до сих пор не выполнили своих обязательств по уничтожению запасов химического оружия. Можно предположить, что они могут его передавать своим прокси террористическим структурам в различных регионах мира, чтобы проводить подрывную деятельность против законных правительств.

Наконец, 19 октября Министерство обороны США опубликовало ежегодный доклад для Конгресса США о военных возможностях Китая и развитии вооружённых сил в 2023 году.

Там тоже говорится о ядерных возможностях, и ряд СМИ в США акцентировал на этом внимание. В частности, что «по состоянию на май 2023 года Пекин располагал более чем 500 действующими ядерными боеголовками, и Вашингтон прогнозирует, что это число «вероятно» вырастет до более чем 1000 действующих ядерных боеголовок к 2030 году… Эти цифры в целом совпадают с прошлогодним прогнозом о том, что Пекин может произвести около 1500 единиц ядерного оружия к 2035 году. Кроме того, в прошлом году КНР завершила строительство трёх новых шахтных установок для твердотопливных ракет, которые состоят по меньшей мере из 300 новых шахт для межконтинентальных баллистических ракет, сообщило Министерство обороны».

Показательно, что к военной стратегии Китая за уши притянута внешняя политика как таковая. В частности, говорится, что «КНР использует инициативу “Пояс и путь” для поддержки своей стратегии национального возрождения, стремясь расширить глобальные транспортные и торговые связи для поддержки своего развития и углубления своей экономической интеграции со странами на периферии и за её пределами. В 2022 году проекты “Пояс и путь” показали смешанные экономические результаты, испытывая как рост, так и спад. Однако общие расходы на проекты “Пояс и путь” остались на уровне предыдущего года, и Пекин продолжал уделять приоритетное внимание общественному здравоохранению, цифровой инфраструктуре и возможностям зелёной энергетики».

Очевидно, что Пентагон беспокоит не столько военная мощь Китая, сколько его глобальное присутствие вообще, которое подрывает «порядок, основанный на правилах» гегемонии США. Особенно видно это на примере сотрудничества Китая и России, включая совместные военные учения, арктический регион и деятельность на Дальнем Востоке.

В докладе не содержится каких-либо рекомендаций, однако выводы в отношении дальнейших действий США вполне прогнозируемы — это дополнительные санкции, увеличение военного присутствия вокруг Китая и пропагандистские антикитайские кампании в подконтрольных СМИ.

А в целом, основываясь на указанных документах, вывод очевиден: США идут на дальнейшую эскалацию и будут стимулировать новую гонку ядерных вооружений. А России, Китаю и другим странам придётся разрабатывать собственные инструменты сдерживания, следуя древнему афоризму ci vis pacem para bellum.