Пушки салом не стреляют

Украинская армия осталась без снарядов из-за воровства чиновников, несостоятельности партнёров и, возможно, из-за большой геополитической игры.

Снарядные «фокусники»

То, за что так долго боролся Киев, успешно провалилось. Огромные ресурсы США и Европы оказались потраченными на груды железа, разбросанного на поле боя вперемешку с телами солдат ВСУ, которых, похоже, уже никто не считает. Когда бывший президент Украины Пётр Порошенко побывал недавно на фронте, по возвращении он констатировал, что происходящее там – «преступление, за которое нужно наказывать: там остро не хватает дронов и боеприпасов».

А командующий оперативно-стратегической группировкой украинских войск «Таврия» Александр Тарнавский заявил, что придётся сокращать масштаб операций из-за дефицита снарядов калибра 122 мм и 152 мм, которые используются в самоходных артиллерийских установках «Мста», «Акация», «Гиацинт», «Гвоздика», гаубицах Д-20 и Д-30, доставшихся Украине в наследство от Советской армии. Как пишет Military Watсh Magazine, дивизионы ВСУ вынуждены сократить расход боеприпасов на 80-90% – до 10 снарядов на ствол ежедневно, хотя раньше выстреливали в десять раз больше. Что же вдруг заставило «голодать» украинских артиллеристов?

Как признался в эфире украинского «Пятого канала» бывший заместитель командующего силами спецопераций ВСУ генерал-майор Сергей Кривонос, снарядов не хватит даже на месяц войны. Так оно и вышло: уже в марте армия Украины ощутила дефицит, причиной которого, по словам Кривоноса, стала предательская утилизация артиллерийских боеприпасов в 2012-2013 годах. Снаряды уничтожали сотнями тысяч, а побочным эффектом стал износ орудийных стволов. Речь идёт о снарядах советских калибров 122 и 152 миллиметра – других у ВСУ на тот момент ещё не было.

Производство этих самых востребованных боеприпасов для дивизионной артиллерии концерн «Укроборонпром» пытался развернуть ещё в 2018 году, но столкнулся с махинациями государственных чиновников. Власти обязали концерн закупить соответствующее оборудование через госпредприятие «Безпека», подчинённое Минэкономразвития. По условиям контракта, компанией-поставщиком стала американская фирма Gray Fox Logistics (GFL), которая никогда такого оборудования не производила и вообще не была известна на оружейном рынке. Тем не менее, ей перечислили аванс в размере 8,29 млн долларов, однако никаких станков для производства снарядов «Укроборонпром» так и не увидел. Впрочем, как и денег.

За эти «фокусы» в октябре 2019 года СБУ по подозрению в госизмене задержала экс-заместителя министра экономического развития Юрия Бровченко. По версии следствия, он вместе с другими «фокусниками» из ГП «Безпека» и компании «Артём» «заключил с иностранцами заведомо убыточный контракт на изготовление и поставку линии по производству артиллерийских снарядов на общую сумму свыше 16,5 млн долларов». Снаряды эти ВСУ ждут до сих пор.

Кстати, в похожей истории оказался замешан и чиновник из украинского военного ведомства, возглавлявший одно из главных управлений Минобороны. «Фокусника» в погонах задержали за попытку хищения 1,5 млрд гривен (более 40 млн долларов) при закупке артиллерийских снарядов. По версии следствия, генерал был причастен к организации коррупционной схемы, в результате которой сумма контракта, подписанного с компанией-экспортёром, была превышена на 30%. 

Однако после создания при Минобороны Украины Агентства оборонных закупок с тем же поставщиком был заключён контракт, позволявший закупать снаряды без посредников – так было быстрее и дешевле. Но подозреваемый чиновник решил продлить первичный контракт, фирма-посредник получила, можно сказать, за просто так 1,5 млрд гривен. Теперь Минобороны Украины пытается вернуть эти деньги в бюджет страны, а «фокусник» с лампасами в случае признания его виновным, может получить до 15 лет тюрьмы.

Сверхжадные «братушки» 

Следует отметить, что украинские власти готовились к войне задолго до начала так называемой российской «агрессии», что подтверждают попытки наладить конвейерное производство снарядов в больших объёмах ещё при Петре Порошенко. И как только в президентском кресле его сменил Зеленский, гендиректор «Укроборонпрома» Павел Букин стал разворачивать выпуск артиллерийских боеприпасов по всей стране – на Шосткинском казённом заводе «Импульс» в Сумской области, харьковском «Заводе имени В. Малышева», луцком заводе «Мотор» и запорожском заводе «Искра». В ноябре прошлого года министр обороны Алексей Резников (ныне – бывший) с оптимизмом утверждал, что наладить массовое производство 122-мм и 152-мм снарядов наконец-то удалось. Но эта надежда не оправдалась, поскольку с началом специальной военной операции эти предприятия были уничтожены русскими «Калибрами».

И тогда было принято решение наладить производство боеприпасов за рубежом – в марте Минобороны Украины сообщило о кооперации «Укроборонпрома» с неназванной страной НАТО. По словам менеджера концерна Мартина Бреста, там якобы уже удалось организовать выпуск 120-мм мин и 125-мм танковых снарядов. А в декабре украинский журналист Роман Бочкала после своей поездки на завод по производству 122-мм боеприпасов опубликовал в соцсетях фотографии, на которых «засветился» стенд с логотипом азербайджанской оборонной компании. В СМИ разгорелся скандал: азербайджанский Palladium начал отрицать причастность к этой истории, а Бочкала – оправдываться, будто ездил «приближать перемогу» в американскую компанию LAVR International LLC, чему, конечно же, сразу все «поверили».

Между тем, производственные мощности по выпуску снарядов советского образца сохранилось не только в бывших республиках СНГ, но и в странах бывшего Варшавского блока – Болгарии, Польши, Румынии, Боснии и Герцеговины, Чехии и Словакии. Так, в Польше снаряды советского калибра выпускают «Заводы специальной продукции», компании «Нитрохем» и «Красник», а в 2021-2022 годах был возобновлён выпуск 152-мм боеприпасов холдингом «Польская группа вооружений».

В Болгарии снаряды производят «Вазовские машиностроительные заводы», «Терем-Царь Самуил» и предприятия ЭМКО. Причём София, несмотря на членство в НАТО, эксплуатирует советские образцы вооружений, оставаясь их крупнейшим поставщиком в Европе и в мире. «По нашим оценкам, около трети боеприпасов, необходимых ВСУ на начальном этапе войны, поступили из нашей страны», – признался бывший болгарский премьер Кирил Петков.
По данным западных СМИ, военные поставки «братушек» в прошлом году оценивались более чем в миллиард долларов. Как сообщало немецкое издание Welt, оплачивали поставки США и Великобритания, хотя закупки оружия через третьи страны обходятся дороже: в июле Болгария продала Украине более тысячи 152-мм снарядов по цене 3 тыс. долларов за штуку – это втрое дороже, чем такие же боеприпасы обходятся России, сообщает журнал Defense One.

По накрученным ценам боеприпасы советских калибров поставляют Украине и другие страны Восточной Европы. Причём если чешский производитель STV Group сначала продал Киеву 2,5 тыс. снарядов калибра 122 мм по цене 1140 долларов за штуку, то уже в июле, в разгар контрнаступления ВСУ, польская Alfa отгружала их из Болгарии по цене 5434 доллара за штуку. Хорошая маржа, не так ли? При такой «братской» помощи украинские артиллеристы остались не только без снарядов, но и без штанов. Так что нынешний дефицит боеприпасов – проблема комплексная, при этом наживаться пытаются не только киевские чиновники и европейские бизнес-элиты, но и оружейные бароны по другую сторону Атлантики.

Не верьте Боррелю

Стоит подчёркнуть, что с недавних пор основными для ВСУ всё чаще становятся артиллерийские системы натовских калибров в 105 мм и 155 мм. И в этом для Запада, который использует Украину, как полигон для утилизации устаревшего вооружения, есть прямая выгода. Правда, и для американских пушек боеприпасы тоже имеют свойство заканчиваться. Как заявил в ноябре президент Зеленский, из-за ситуации на Ближнем Востоке сегодня ВСУ стало не хватать и западных боеприпасов. Американская телекомпания ABC со ссылкой на неназванного киевского чиновника недавно сообщила, что в связи с операцией Израиля в секторе Газа поставки снарядов на Украину США сократили «более чем на 30%».

Как отмечает Military Watсh Magazine, темпы расходования артиллеристами ВСУ боеприпасов значительно превысили возможности западных стран по их выпуску. Хотя украинские спецслужбы и «добились успехов в поисках новых поставок на чёрном рынке, критическое истощение снарядных запасов в странах НАТО привело к очень серьёзным проблемам», – пишет издание. Оружейные склады опустели по всему миру, а нынешних объёмов поставок от западных партнёров явно недостаточно для удовлетворения потребностей Киева. В чём же дело?

Как оказалось, американцы сократили свою военно-промышленную базу после развала Варшавского блока. По мнению Марка Канчана – старшего советника вашингтонского Центра стратегических и международных исследований, США не готовились к затяжному вооружённому конфликту, поэтому промышленная база была ограничена в плане эффективности. Но «дипломатия Томагавков», ранее испытанная на заведомо слабом противнике в Ливии, Ираке и при бомбардировках Югославии, внезапно дала сбой, оказавшись в условиях масштабных боевых действий, каких не было в Европе со времён Второй мировой войны. Причём в этот разрастающийся пожар всё больше втягиваются ресурсы не только США, но и почти всех членов НАТО, не успевающих скармливать Киеву боеприпасы.

По данным «Европейской правды», с началом российской спецоперации Украина получила от США более 2 млн снарядов, запас которых требуется постоянно восполнять. Ещё в августе, почуяв неладное с «контрнаступом», официальный представитель Пентагона Патрик Райдер заявил, что американские предприятия увеличили объёмы производства 155-мм снарядов до 24 тыс. в месяц. Если учесть, что в сутки ВСУ привыкли тратить до 7 тыс. снарядов, при такой интенсивности стрельбы месячной нормы выпуска хватит всего на три-четыре дня. А где взять ещё?

Как заявлял ещё один европейский сказочник Жозеп Боррель, ЕС к марту 2024 года якобы готов поставить Киеву один миллион 155-мм боеприпасов. Однако в ноябре стало ясно, что справиться с обещанным вряд ли удастся. Кроме уже полученных Украиной 300 тыс. снарядов, придётся произвести во Франции ещё 68 тыс., кстати, на деньги Германии, выделившей на это 278 млн евро, то есть по 4 тыс. евро за один снаряд. Можете себе представить, как ежедневно 28,5 млн евро в буквальном смысле слова вылетает в трубу? А ведь Евросоюз планирует увеличить поставки ещё на 350 тыс. снарядов. За чей же счёт?

Но даже если западные партнёры поднапрягутся и соберут деньги для европейского ВПК, «боеприпасный план» Борреля вряд ли будет реализован, чему есть несколько причин. Одна из них связана с нехваткой квалифицированных рабочих. По данным Европарламента, в 2020 году на 2500 оборонных предприятиях Европы работали 463 тыс. человек, тогда как на американских военных заводах их около 15 миллионов. Это – результат конкурентной борьбы США с Европой, навязавших ей своё оружие.

Вторая причина – энергетический кризис вследствие антироссийских санкций, приведших к удорожанию энергоносителей, что в свою очередь увеличило стоимость металлопроизводства. По данным Financial Times, за 2022 год цены на готовые изделия выросли в пять раз.

Третья причина – нехватка сырья: пороха, тротила и нитроцеллюлозы. Европейские оборонные предприятия вынуждены искать их в Индии и Корее, потому что в Старом свете осталось «немного заводов, производящих тротил и нитроцеллюлозу, и все они загружены на 100%», заявил генеральный директор Fаbrica Municiones de Granadа – испанского производителя 155-мм артиллерийских орудий.

Ещё одна причина связана с дефицитом аммиака в Европе, из которого получают нитрат аммония – основной компонент чёрного пороха, используемого в качестве вышибного заряда для многих боеприпасов. Себестоимость нитрата аммония на 75% зависит от расходов на природный газ, из-за подорожания которого западные компании стали массово закрываться. Так, американская CF Industries остановила заводы в Великобритании, норвежская Yara снизила выпуск аммиака на 40%, испанская Fertiberia вывела из эксплуатации аммиачную установку на заводе в Уэльве, а крупнейшая немецкая компания BASF останавливает часть производственной линии в Людвигсхафене.

Поэтому неудивительно, что украинские военные всё чаще жалуются на низкое качество европейских боеприпасов, из-за которых оружие часто отказывает на поле боя.

По геополитическим квотам

Экономия снарядов из-за их дефицита, естественно, приводит к падению темпов артиллерийского огня, что в свою очередь снижает способность ВСУ держать оборону под давлением российских войск. В ноябре ситуацию на фронте главком Валерий Залужный назвал патовой, но потом взял слова обратно – наверное, чтобы западные СМИ не расценили это как признание ошибок в руководстве войсками. А уже упомянутый выше генерал Кривонос не стал стесняться в заявлениях: по его словам, Киев игнорирует бедственное положение ВСУ и колоссальные потери. Украинские военные в свою очередь, по данным немецкой газеты Bild, жалуются на скудное обеспечение армии и выражают недовольство властями и генералитетом. Впрочем, обозреватель издания Юлиан Репке утверждает, что «дело не только в недостатке 155-мм и 152-мм снарядов», просто западные гаубицы годятся для коротких миссий, но не для длительной войны.

В связи с интенсивностью боевых действий, число западных артиллерийских систем на вооружении ВСУ сокращается, а количество огневых задач для оставшихся орудий возрастает, что и ускоряет их износ. Например, ствол американской 155-мм гаубицы М777 необходимо менять после каждых 2,5 тыс. выстрелов. По словам же попавшего в плен военнослужащего 103-й бригады ВСУ Остапа Коцюбы, западные инструкторы учили, что после уже 10-20 выстрелов М777 нуждается в дополнительном обслуживании, что вряд ли делают украинские расчёты. Учитывая, что ВСУ ещё до «снарядного голода» использовали около 7 тыс. снарядов в день, имеющиеся у них гаубицы М777 уже давно выработали свой ресурс.

Кто-то из украинских артиллеристов то ли в шутку, то ли всерьёз даже предлагал смазывать американские орудия салом, чтобы продлить срок их службы. Кстати, в начале прошлого века так поступали с учебными патронами для винтовки Мосина, снаряжёнными пулями без стальной оболочки. Частицы мягкого свинца оставались в стволе, что снижало точность стрельбы, но русские оружейники быстро решили эту проблему, сделав в пуле выемку для смеси сала с карбонатом калия. Смесь выдавливалась при выстреле и смазывала канал ствола, защищая его от свинцевания и коррозии. Но, как известно, пушки салом не стреляют, да и где его столько наберёшь для сотен тысяч снарядов? Тем более что российские войска с начала СВО планомерно уничтожают оружейные склады, и многие партии боеприпасов даже не успевают до них доехать.

Так, в апреле силы наших ВКС ликвидировали железнодорожный эшелон в районе Краматорска, перевозивший более 2 тыс. тонн снарядов. А в ноябре были уничтожены склады ВСУ сразу в пяти областях: Киевской, Днепропетровской, Житомирской, Харьковской и Одесской. В начале декабря взрывы гремели в Хмельницкой области – в районе аэродромов Староконстантиново и Миргород, на которых базируются украинские самолёты, переделанные под ракеты НАТО. В районе Днепропетровска уничтожен командный пункт центра управления и оповещения ПВО воздушного командования ВСУ, а также оружейный арсенал в Николаевской области.

Сегодня в США прекрасно понимают, что в снабжении ВСУ боеприпасами должна быть мера, иначе вооружённый конфликт может окончиться ядерной «перспективой». Несмотря на то, что специальная комиссия Конгресса по стратегическим вопросам в октябре представила доклад, в котором допустила вероятность войны с Россией и Китаем, такой сценарий никому не выгоден, в в том числе самим американцам. Поэтому Запад и стремится затягивать конфликт, подкармливая Киев тем вооружением и в таком количестве, которое не спровоцирует Москву на симметричный ответ. Так что у «снарядного голода» на Украине могут быть ещё и геополитические причины.

Текст: Ирина Альшаева