Почему завял «Страж процветания»

Американцам так и не удалось собрать дееспособную морскую коалицию в Красном море, которая смогла бы «обуздать» хуситских повстанцев

Скоро месяц, как министр обороны США Ллойд Остин объявил о начале операции в Красном море и Аденском заливе под названием «Страж процветания». Возможно, на госпитальной койке ему не до подведения предварительных итогов, но и так уже очевидно, что с пафосом объявленное мероприятие военного назначения большого успеха не имеет. Причём не только в Красном море. И не только для США.

Против дрона нет приёма?

Все давно привыкли, что любой уголок Земного шара, откуда можно извлечь хоть какую-то выгоду, объявляется Соединёнными Штатами зоной своих национальных интересов. Поэтому ни у кого даже не возникло вопросов по поводу очередной американской затеи «обеспечить свободу судоходства» в акватории, которая не только не граничит с их территорией, но и от любого из побережий США находится на удалении чуть ли не в 10 тысяч морских миль.

Правда, нашлось целых два десятка стран (это по данным Пентагона), которые согласились за компанию поучаствовать в операции, направив в зону её проведения свои корабли и самолёты, и поначалу состав коалиционных сил выглядел довольно внушительно.

Помимо авианосной ударной группы ВМС США во главе с атомным авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр», в районе Аденского залива объявились британский эсминец «Даймонд» с управляемым ракетным оружием и многоцелевой фрегат ВМС Франции «Лангедок». Ожидался подход греческого фрегата «Идра» и фрегата класса «Абсалон» датских военно-морских сил. Также предполагалось, что в операционную зону в сопровождении кораблей охранения подтянется ещё один американский авианосец – «Джеральд Форд».

Вся эта армада, как было заявлено, должна защитить гражданские суда от нападений «неразумных» хуситов, действующих с территории Йемена. Причём изначально было понятно, что международные морские силы, собранные в Красном море (самые крупные за последние десятилетия. – Авт.), будут многократно – даже трудно представить насколько – превосходить боевые возможности армии «Ансар Аллах» (военно-религиозное крыло хуситского движения). Но вот рассуждения о том, что йеменские повстанцы – это всего лишь бородатые мужики в шлёпках и халатах, которых не следует воспринимать всерьёз, не оправдались от слова «абсолютно». И это притом, что военно-морской флот повстанцев состоит из нескольких небольших катеров, сделанных в Польше и Франции. Но именно на этих маломерных плавсредствах, а также на автомобилях хуситы разместили комплексы противокорабельных ракет.

Впрочем, не они делают погоду в Аденском заливе, не они являются главными ударными средствами. Гораздо большую угрозу коалиционному флоту составили зенитные управляемые ракеты, установленные на грузовиках, и дроны-камикадзе. Кроме того, есть данные, что армия хуситов располагает некоторым количеством советских ЗРК «Стрела-1», тактическими ракетными комплексами «Точка» и баллистическими ракетами «Скад», которые были захвачены у регулярных вооружённых сил Йемена в 2014-2015 годах. Дальность действия этих комплексов вполне позволяет держать на мушке и Аденский залив, и Баб-эль-Мандебский пролив, и значительную часть Красного моря прямо с берега.

Главари хуситов объявили, что будут не только наносить удары (или пытаться наносить) по территории Израиля, но и не позволят судам, так или иначе аффилированным с еврейским государством, проходить через контролируемую ими акваторию до тех пор, пока ЦАХАЛ не прекратит операцию в палестинском анклаве – в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан.

И только заявлениями движение «Ансар Аллах» не ограничилось. Начиная с середины декабря, хуситы начали атаковать дронами и ракетами суда, следовавшие в Красном море. Всего же с начала эскалации палестино-израильского конфликта силы «Ансар Аллах» совершили более ста нападений на различные суда и даже сумели захватить один израильский сухогруз.

Теперь идут в обход

Правда, ни одно судно так и не было потоплено. Но повстанцы, реально оценивая свои возможности, возможно, такой цели и не ставили. Их главная задача, насколько можно судить, – сорвать морские грузоперевозки в Израиль. И такая цель была достигнута. Во всяком случае, ряд судоходных компаний, включая одну из крупнейших в мире судоходно-логистическую корпорацию AP Moller-Maersk, приняли решение приостановить контейнерные перевозки по Красному морю. Существенная часть морских перевозчиков уже перенаправила свои торговые суда по более длинному маршруту, огибающему Африканский континент с юга через мыс Доброй Надежды. Что и дольше, и дороже.

Зарубежные аналитики уже высказались на этот счёт, хотя и без их экспертного заключения было понятно, что ситуация в Красном море окажет крайне негативное влияние на экономические процессы. Причём с ростом цен на многие товары и повышением коммунальных тарифов уже столкнулись не только граждане еврейского государства, но и потребители всего Ближневосточного региона.

Более того, эксперты убеждены: если ситуация в ближайшее время в регионе не изменится и международные морские перевозки по Красному морю не возобновятся, экономический кризис неминуем во всём мире.

Расходимся по одному…

Вряд ли есть смысл напоминать о специфической роли США в нынешнем кризисе на Ближнем Востоке вообще и в ситуации вокруг сектора Газа – настолько всё очевидно. Зато обстановка вокруг «Стража процветания» представляет некоторый интерес, поскольку обнажила определённые тенденции в формально вроде бы нерушимом атлантизме. Дело в том, что громко анонсированная военно-морская операция начала трещать по швам буквально с первых же дней. Точнее, с заявлений Франции, Испании, а также Италии, отклонивших настоятельную просьбу Пентагона принять участие в акции.

Как известно, военные ведомства этих государств объявили, что будут участвовать или в миссиях под руководством НАТО, или координируемых Евросоюзом, но никак не в операциях под флагом Пентагона. При этом Минобороны Италии конкретизировало, что отправит военный корабль в Красное море только в том случае, если поступит запрос от итальянских судовладельцев. Не откликнулся на призыв Пентагона и глава оборонного ведомства Австралии Ричард Марлес, который сказал, что его страна не планирует направлять в зону конфликта ни корабли, ни самолёты, а ограничится тем, что увеличит численность своих военнослужащих – до 11 человек, которые будут действовать в составе коалиционных ВМС под руководством США.

Аналогичным образом повели себя Канада, Норвегия и Нидерланды, которые запланировали откомандировать в штаб-квартиру операции лишь группы флотских офицеров. До сих пор не решила, стоит ли её силам принимать участие в «обеспечении безопасности» в акватории Красного моря Республика Корея. А военморы Сейшел и вовсе решили внести свою лепту в проведение операции «путём обмена оперативной информацией».

В конце концов сдулись и сами США: их два десантных корабля перед наступлением Нового года покинули акваторию Красного моря и пошли на соединение с американской группировкой в Восточном Средиземноморье. О предполагаемом прибытии «Джеральда Форда», после того как этот авианосец со своей ударной группой прошёл через Гибралтарский пролив и покинул Средиземное море, вообще прекратили говорить. Американское командование тут же поспешило заявить: это, дескать, всего лишь ротация, предпринятая для усиления группировки кораблей в Средиземноморье, предназначенной для сдерживания Ирана и Сирии.

Правда, тут же появилась информация, будто место ушедших кораблей займёт атомная подводная лодка. Однако не было сказано, зачем. Уж не для того ли, чтобы пальнуть межконтинентальной баллистической ракетой по очередному беспилотнику, запущенному хуситами? Ничего другого на ум просто не приходит…

Впрочем, операция «Страж процветания» и без откровенно фантастических сюжетов вызывает немало вопросов. Дело в том, что в ходе «бурной деятельности» коалиционные силы (читай: корабли ВМС США) ограничились лишь перехватом нескольких хуситских БПЛА и нескольких ракет над акваторией Красного моря. При этом использовать пришлось бортовое высокоточное оружие, каждый залп которого стоит в тысячи раз дороже, чем любая ракета, а тем более собранный на коленке хуситский дрон.

Даже военное руководство Штатов в конце концов стало сомневаться, стоит ли такая игра свеч. Тем более что не только «Страж процветания», но и прокси-война Вашингтона с йеменскими повстанцами, которая продолжается уже более восьми лет, так и не привела к существенным результатам. Ноль, он не только в Африке, он и в Азии ноль.

И похоже, американские партнёры, даже самые отмороженные, стали понимать, в какие игры их втягивает Пентагон. И что «Страж процветания» – это на самом деле предлог для начала большой войны на Ближнем Востоке, потому что патрулированием так называемую проблему хуситов не решить, что для кардинального решения нужна стратегическая операция с задействованием авиации, с высадкой десанта на побережье, с вторжением вглубь территории – то есть полномасштабная война. А ввязаться в боевые действия такого уровня по инициативе США, чтобы потом расхлёбывать последствия, – желающих, как оказалось, нет. Нахлебались досыта – в Ливии и Ираке, в Афганистане и теперь вот на Украине…

А воевать в одиночку Вашингтону не хочется. Тем более что нет очевидных успехов ни в секторе Газа, ни тем более на Украине, а президентские выборы буквально на носу и рейтинг у Джо Байдена ниже плинтуса, при этом сильно беспокоит Тайвань, а тут ещё Ллойд Остин серьёзно занемог и залёг в госпиталь, не оставив на боевом посту заместителя…

Если, конечно, это не болезнь с подтекстом, когда хлопцы почувствовали, что пора разбегаться?

Текст: Виктор Сирык