Каков Залужный, таков и «приход»

Главком ВСУ признался в статье для британского The Economist в собственном бессилии. И бездарности. И в том, что без Запада украинская армия – не сила, поэтому и проигрывает войну

Группа поддержки

Отсчёт времени следует начать с 26 апреля 2022 года, когда на базе ВВС США в Германии состоялось первое заседание контактной группы по обороне Украины «Рамштайн». Именно тогда начался новый этап специальной военной операции, так как Запад по сути дела стал тылом группировки ВСУ.

Под «зонтиком НАТО» была создана полноценная инфраструктура военной логистики, и Запад стал обеспечивать Украину всем необходимым, начиная от данных спутниковой разведки, поставок техники и боеприпасов, заканчивая обучением и лечением украинских военнослужащих. К лету 2023 года 33 страны, расположенные на трёх континентах, провели обучение 66 тысяч солдат ВСУ.

К октябрю 2023 года сумма только военной поддержки Украины со стороны США превысила 44,5 миллиарда долларов. Всего же администрация Джо Байдена вложила в киевский режим порядка 113 миллиардов долларов. При этом по пикам платежей можно с точностью проследить подготовку ВСУ к наступательным операциям.

Так, за два месяца до наступательных действий в Харьковской и Херсонской областях США выделили Украине 8,71 миллиарда долларов, а при подготовке наступления на Запорожском направлении летом этого года киевскому режиму было выделено 10,62 миллиарда долларов. Примечательно, что в этом октябре пакет американской военной помощи Украине стал самым маленьким за весь период специальной военной операции – всего 150 миллионов долларов. Да и активность ВСУ на линии боевого соприкосновения заметно снизилась.

Ситуация кардинально изменилась после того, когда стало очевидно, что план коллективного Запада нанести России стратегическое поражение на поле боя провалился. Летнее контрнаступление ВСУ на Запорожском направлении увязло в предполье, у первой линии обороны российских войск, поэтому задача перерезать «сухопутный коридор» в Крым и выйти к Азовскому морю осталась штабным замыслом.

На Западе всё отлично понимают, но согласиться с поражением им сложно – амбиции «цветущего сада» не позволяют. На этом фоне зародилась идея подготовить Украину к длительному конфликту, параллельно уменьшив бремя её внешней поддержки.

Журналист Сьюзан Глассер в биографическом очерке о советнике Байдена по национальной безопасности Джейке Салливане сообщила, будто США провели уже два раунда переговоров, пытаясь убедить президента Украины Владимира Зеленского принять «израильскую модель» помощи его страны – дескать, это ещё будет и шаг к вступлению Украины в НАТО.

Сделай сам

На Банковской в Киеве тоже провели мозговой штурм, и на сентябрьском заседании контактной группы в формате «Рамштайн» министр обороны Украины Рустем Умеров объявил о создании «Коалиции возможностей». Главной целью такой инициативы является подготовка вооружённых сил Украины в расчёте на перспективу. На следующем заседании эта инициатива трансформировалась в идею создания «коалиции развития оборонной индустрии для локализации производства оружия в стране».

«Наш приоритет на этот и следующий год – привлечь международные оборонные компании и корпорации открыть производства на Украине. Это вопрос нашей национальной безопасности – обеспечение вооружением сил обороны, развитие технологий, экономическая безопасность», – пояснил Рустем Умеров.

В конце сентября в Киеве состоялся первый форум «оборонных индустрий», на котором, по заявлениям украинской стороны, были представлены более 30 стран и 252 военные компании. Как заявил Владимир Зеленский, «будет основан специальный оборонный фонд, который обеспечит дополнительные ресурсы, в частности для развития военных производств и поддержки соответствующего сотрудничества для создания новых военных объектов». Пополняться этот фонд будет за счёт дивидендов от государственных оборонных предприятий и прибыли от продажи конфискованных российских активов.

По заявлениям МИД Украины, к альянсу оборонных индустрий уже присоединилось 38 компаний из 19 стран и было подписано 20 соглашений о намерениях, причём наибольшую активность проявили французские оборонные компании. Как заявил глава военного ведомства Пятой республики Себастьен Лекорню, Франция хочет завершить «эпоху пожертвований» оружия Украине и поставки оружия в будущем должны стать исключением. А глава французской дирекции по вооружениям Эмманюэль Шива предупредил: Париж «перестанет просто давать вооружения и чинить повреждённые в боях», а направит усилия на обучение работников украинского ВПК и на создание производственных мощностей на Украине.

Поскольку любое оборонное предприятие на территории Украины считается законной целью для российских ВКС, трудно сказать, насколько эти прожекты осуществимы. Кроме того, передача Украине прибыли от продажи конфискованных российских активов – ещё та шкура неубитого медведя. Как бы там ни было и что бы ни говорила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Лайен, пустить в дело замороженные российские активы Запад пока что не решается – чтобы не создать прецедент, последствия которого могут обрушить всю мировую финансовую систему.

Тем не менее госконцерн «Укроборонпром» и немецкий Rheinmetall заявили, что 18 октября на Украине было создано совместное предприятие по обслуживанию, ремонту и производству западной военной техники, о чём сообщил и премьер-министр страны Денис Шмыгаль. Тут самое время напомнить, что в апреле аналогичное соглашение было заключено между Rheinmetall и польской государственной бронетанковой компанией PGZ, но ремонтные мастерские так и не заработали, из-за споров о стоимости работ. Реализация немецко-украинского соглашения в свою очередь также вызывает большие сомнения.

Но это было до нападения боевиков ХАМАС на Израиль. Начиная с 7 октября внимание западного сообщества переключилось с Киева на Тель-Авив. Кроме того, Израиль запросил у США военную помощь. Первоначально американские чиновники заверяли, что этот запрос никак не повлияет на военную поддержку Украины, однако 155-мм снаряды, ранее предназначавшиеся ВСУ, были перенаправлены США Израилю…

Конечно, это заставило нервничать киевскую верхушку. В интервью Politico министр стратегических отраслей промышленности Украины Александр Камышин заявил, что западным странам необходимо наращивать производство ракет, снарядов и военных беспилотников. «Если вы соберёте все мировые мощности по производству оружия, боеприпасов, этого будет недостаточно для текущего конфликта на Украине», – сказал Камышин.

Украинский премьер-министр Денис Шмыгаль видит ситуацию по-другому: «Существует огромный дефицит боеприпасов не только на Украине, но и во всём мире. Мы понимаем, что должны производить их здесь, на Украине, потому что во всём мире они закончились. Все склады опустели».

Вот и агентство Bloomberg признаёт, что Европа не в состоянии выполнить обещание, сделанное ещё в марте, предоставить Украине в течение года миллион 155-мм снарядов. Прошло уже шесть месяцев, а произвести удалось только 30% боеприпасов от намеченного плана. При этом, согласно сведениям, оказавшимся в распоряжении немецкого издания Welt, до февраля 2022 года, один 155-мм снаряд стоил около 2 тысяч евро, а теперь его стоимость выросла на 80% – до 3,6 тысячи евро.

Больше всех испереживалась насчёт провальных планов обеспечить Украину снарядами почему-то премьер Эстонии Кайя Каллас, у которой вообще нет военного производства: «Я очень обеспокоена тем, что некоторые подают сигналы о том, что мы не можем сделать обещанного, и мы даже не стремимся к этому. А Россия всё больше и больше усиливается. Мы видим, что их военная промышленность работает в три смены». Вот и Bloomberg информирует, что российский ВПК выпускает 2 миллиона снарядов в год.

И хотя Джо Байден утверждал, будто Америка самая могущественная страна и сможет осуществлять поддержку одновременно Израиля и Украины, далеко не все в этом уверены.

«Любые общие заявления вроде “мы справимся с этим, у нас всё есть” слишком упрощены», – заявил изданию The Hill Майкл О’Хэнлон, старший научный сотрудник Брукингского института.
«Реальность такова, что у нас действительно нет достаточного количества боеприпасов или возможностей оборонно-промышленной базы, чтобы обеспечивать интересы безопасности в Европе, на Ближнем Востоке и в Азии, – считает Мэтью Крониг, директор Центра стратегии и безопасности Скоукрофта при Атлантическом совете. – Это проблема».

Тотальная мобилизация

Правительство Украины как может пытается приободрить и себя, и лояльное население. Например, глава Совета национальной безопасности и обороны Алексей Данилов сообщил, что в ближайшее время украинская промышленность увеличит производство боеприпасов, что правительство пообещало в следующем году потратить более миллиарда долларов на наращивание производства дронов. Однако представитель Атлантического совета Мелинда Хэринг, побывавшая на Украине, обратила внимание, что Киеву катастрофически не хватает операторов БПЛА, поэтому имеющиеся у ВСУ дроны – это по большей части просто «бесполезный хлам». А поначалу всё было иначе, зато теперь…

«Одна группа российских солдат может использовать 50 FPV-дронов в сутки, у нас такого ресурса нет», – признаётся командир украинской роты ударных БПЛА Юрий Федоренко. Командир запрещённого в России полка «Азов» Андрей Билецкий утверждает, что в полосе действия его подразделения одновременно могут висеть до 11 «Орланов», и в это время артиллерия не работает, наступление невозможно, также нельзя подвозить боеприпасы и проводить инженерные работы. «Качественно глушить “Орланы” нам не удаётся», – признался Билецкий.

Сейчас Украина испытывает на поле боя дефицит буквально всего, поэтому, как сообщает Financial Times, вынуждена кустарным способом переделывать американские ракеты AIM-9M класса «воздух-воздух» в зенитные с возможностью запуска с земли. При этом Запад, что очень смущает Киев, даже не анонсирует каких-либо крупных поставок боевой техники Украине. Военная помощь США на 2024 год застряла из-за разногласий в Конгрессе.

Единственное, чем Украина ещё может восполнить недостаток боевой техники и вооружений – это «человеческий материал». Киевские власти уже готовят население к тому, что воевать придётся всем, что призвать в армию могут каждого. В пропагандистском ролике командир роты 80-й отдельной штурмовой бригады ВСУ Владислав Шевчук изъясняется прямым текстом: «Мобилизация должна стать более массовой. Причём, служить могут и женщины. Не хватает людей. Солдаты заканчиваются ежедневно. Те, кто думает, что сможет отсидеться в глубоком тылу, так уже не пройдёт. Людей мало, потому что война у нас полномасштабная, а мобилизация, почему-то, не полномасштабная».

Ситуация настолько серьёзная, что главком ВСУ Валерий Залужный в статье для британского журнала The Economist прямым текстом сообщил, что, проиграв «контрнаступ», Украина проигрывает и в позиционной войне, поэтому Запад должен предоставить Украине самолёты, системы РЭБ, технику для разминирования и контрбатарейной борьбы, а также обучать украинских новобранцев. Ну и конечно же, поставить истребители F-16, которые в Киеве объявили очередным вундерваффе.  

Впрочем, не исключено, что и эти ожидания не оправдаются. Как сообщил министр обороны РФ, только за месяц российские войска уничтожили 37 украинских самолётов, а всего – 1,4 тысячи средств воздушного нападения. «При этом, хочу отметить, – сказал Сергей Шойгу, – что 37 самолётов [которые были сбиты российскими средствами ПВО в прошедший месяц] – это почти в два раза больше того количества, которое гарантированно обещано Украине по самолётам F-16. То есть при такой работе нашей системы противовоздушной обороны это примерно на 20 дней работы».

По всей видимости, не только на Украине, но и на Западе не были готовы к такому развитию событий. Недооценили там российский военный потенциал, который с каждым днём набирает обороты.

Текст: Олег Ладогин