Информационные войны: о глобальных амбициях Пентагона

17 ноября Министерство обороны США обнародовало принятую в июле этого года стратегию операций в информационной среде (СОИС). Она носит общий характер и даёт представление о целях и мерах для их реализации, которые ставит перед собой и партнёрами Пентагон.

Изначально задан посыл, что это дело не только военных. Стратегия операций в информационной среде, как сказано, должна быть интегрирована в спектр других правительственных информационных возможностей, операций и видов деятельности, которые охватывают общественную дипломатию, гражданские дела, а также разведку.

Ключевые принципы по планированию СОИС министерства обороны 2023 года следующие:

  • Государственный департамент возглавляет общественную дипломатию. Министерство обороны сотрудничает с межведомственными партнёрами и предлагает поддержку в планировании и синхронизации, а также другие ресурсы для обеспечения эффективной интеграции информационных возможностей в масштабах всего правительства;
     
  • требования командующих объединёнными силами к органическому потенциалу и способности проводить СОИС в рамках проведения кампаний и комплексного сдерживания требуют осознанного определения приоритетов ресурсов или их перераспределения;
     
  • все военные операции и мероприятия влияют на информационную среду. Интеграция информационной мощи в стратегию, стратегическое искусство, оперативное искусство, оперативный дизайн и оперативное планирование с самого начала планирования обеспечивает эффективную СОИС и информационное преимущество;
     
  • поддержание обновлённого общего словаря терминов, относящихся к СОИС, имеет решающее значение;
     
  • интеграция министерства обороны с общественной дипломатией является ключевым компонентом СОИС во всём континууме соперничества;
     
  • военные ведомства/службы продолжают предоставлять силы и средства для интеграции в объединённые силы, в том числе для выполнения совместной информационной функции;
     
  • каждая служба по-разному определила и организовала свои информационные силы и возможности. Таким образом, подразделения ОИС могут состоять из различных информационных сил и связанных с ними возможностей и компетенций, которые включают, но не ограничиваются силами психологических операций, гражданскими делами, связями с общественностью, совместными операциями в области электромагнитного спектра, войсками киберпространства, элементами космических операций, со специалистами по информационному планированию, имеющими квалификацию по Специальным техническим операциям, действиям министерства обороны по дезинформации и оперативной безопасности;
     
  • поддержание актуальных архитектур и стандартов с целью оценки эффективности деятельности министерства обороны в этой области и обеспечения функциональной совместимости, эффективности, обмена информацией и кибербезопасности.

На стр. 8 стратегии дана наглядная схема о том, как национальные интересы и связанные с ними угрозы вынуждают разрабатывать соответствующую стратегию, которая представляет собой некий план, согласно которому иностранные правительства, организации, группы и отдельные лица действуют так, как это выгодно интересам США. Успех или провал такой стратегии определяется групповым поведением указанных субъектов, поскольку все они действуют исходя из интерпретации информации, которая их окружает. По всей видимости, в Пентагоне хотят смоделировать такую информацию, которая бы побуждала всех остальных действовать в удобном для США ключе.

В документе также утверждается, что

конкуренция за информационное преимущество по своей сути является глобальной, объединённой, комбинированной, межведомственной и охватывающей всё общество. Способность Вооружённых сил Соединённых Штатов действовать глобально в информационной среде будет зависеть от их возможностей устанавливать и поддерживать ситуативные и прочные партнёрские отношения. Интеграция с союзниками и партнёрами обеспечивает критически важный потенциал ведения боевых действий. Наши союзники и партнёры по всему миру обладают невероятными возможностями, понимают региональный и местный язык и культуру и могут общаться в своих соответствующих регионах и со своими партнёрами лучше, чем может министерство обороны. Министерство обороны устранит барьеры для сотрудничества и совместных действий с нашими союзниками и партнёрами.

Чтобы ОИС действительно стали эффективным национальным потенциалом, министерство обороны должно применять их обдуманно и унифицировано; согласовывать с межведомственными органами и учитывать точки зрения и деятельность академических кругов, включая связанные с университетами исследовательские центры, коммерческие организации, промышленность, финансируемые из федерального бюджета центры исследований и разработок, НПО, государственные, местные, племенные и территориальные органы власти и агентства. Соединённые Штаты должны принять общегосударственный подход к разработке и использованию информации в качестве инструмента национальной власти. В дополнение к своей уставной и традиционной военной роли и функциям министерство обороны может оказывать поддержку в планировании, помогая координировать, синхронизировать, усиливать и устранять конфликты в межведомственной информационной деятельности, а также обеспечивать тематическое усиление и взаимную поддержку между ведомствами.

Интеграция с союзниками и партнёрами будет иметь решающее значение для эффективного ведения боевых действий… Министерство обороны должно способствовать интеграции наших партнёров в наши вооружённые силы, а наших военных — в их. Это будет необходимо для того, чтобы по-настоящему понять разнообразную информационную среду, которая объединяет сферы ответственности по всему миру.

Данный документ показывает неспособность американских военных справиться с существующими вызовами, из-за чего они заинтересованы привлечь максимальное количество партнёров и самим частично интегрироваться в их военные структуры. Вероятно, что речь идёт как о двусторонних связях США, так и различных альянсах, таких как НАТО, АУКУС и Четырёхсторонний диалог. А если учитывать другие ведомства, то ещё и Пять глаз — разведсообщество США, Британии, Канады, Австралии и Новой Зеландии.

То, что открыто говорится о привлечении спецов по дезинформации, свидетельствует о том, что США не будут гнушаться любыми методами, лишь бы заставить весь мир думать по запрограммированной Вашингтоном логике. А привлечение экспертов, неправительственные организации и учёных из академической среды должно сделать это более эффективным.

Кстати, накануне стало известно, что в США намереваются создать постоянно действующий исследовательский центр по вопросам иррегулярной войны, при этом он будет действовать на базе университета (University Affiliated Research Center, UARC). Нечто подобное было реализовано в далёком 1956 году, когда в Американском университете запустили исследовательский отдел по специальным операциям. Тогда для этого поводом послужила Корейская война, а также конфликт во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже, которая вызвала в США паранойю о распространении идей коммунизма в странах Азии и Латинской Америки.

Место и руководство нового центра пока не определено, однако тенденция показывает те уроки, которые извлекают США из войны на Украине, конфликта в Западной Азии и напряжённости вокруг Китая. Иррегулярная война напрямую связана с концепцией политической войны, а она включает организацию государственных переворотов, поддержку подпольных движений, бунтов и фактически организацию террористических актов в странах-мишенях.

Однако сейчас не эпоха холодной войны, и есть ряд крупных влиятельных держав, которые будут препятствовать подобным планам Вашингтона. Поскольку в США вряд ли прислушаются к голосу здравого смысла, то соперничество и конфронтация будут возрастать.

Текст: Леонид Савин