Байден и Зеленский: две дороги, два пути в один конец

Сейчас Джо Байден на последнем отрезке пути, который ему предстоит пройти либо как победителю, либо, что вероятнее всего, как проигравшему. При этом ход президентской кампании в США и ход вооружённой борьбы на востоке Украины так же параллельны, как рельсы одноколейки

На Капитолийском холме «голубые ослы» (демократы) борются с «красными слонами» (республиканцы) за предвыборные рейтинги. В заложниках их недоговороспособности оказались Израиль, Тайвань и ряд государств Индо-Тихоокеанского региона, а также Украина, но никто, кроме Зеленского, не устраивает истерики. Во всяком случае, публичные.

Где деньги, Джо?

В октябре Джо Байден дополнительно запросил у Конгресса 105,85 млрд долл. для «обеспечения национальной безопасности США». По целевому предназначению расходы на «национальную безопасность» выглядят так: 61,4 млрд долл. – военная помощь Украине; 14,3 млрд долл. – военная помощь Израилю, чтобы у Тель-Авива, упаси бог, не закончились боеприпасы для тотального уничтожения сектора Газа; 7,4 млрд долл. – для Тайваня и некоторых государств в акватории Тихого и Индийского океанов, чтобы они могли «защищаться от Китая»; 9,15 млрд долл. – на гуманитарную помощь, включая опять же Украину, Израиль и сектор Газа; и наконец 13,6 млрд долл. – на обеспечение безопасности границы США с Мексикой.

Байден, явно второпях, назвал этот законопроект «всеобъемлющим двухпартийным соглашением». Но достичь обоюдного согласия «ослов» и «слонов» пока что не получилось. Как говорил монтёр Мечников из эпических «Двенадцати стульев», согласие «есть продукт при полном непротивлении сторон». А стороны совсем даже не согласны и дружно сопротивляются, попутно выдвигая дополнительные условия.

«Слоны» согласились одобрить весь пакет только в обмен на радикальные изменения в иммиграционном законодательстве США. В стане «ослов» – внутренние разборки из-за политики Израиля в отношении сектора Газа, которую примыкающий к демократам сенатор Берни Сандерс считает «аморальной» и нарушающей международное право.
 
Республиканцы, отражая настроения своего электората, выразили недовольство львиной долей финансовой помощи, предназначенной для шакалов американской политики на Украине. Всё-таки не каждый год громадные средства американских налогоплательщиков уходят на «укрепление» восточной границы какой-то далёкой славянской страны в то время, как собственная граница с Мексикой остаётся проходным двором для мигрантов.

Кроме того, конгрессменов интересует, куда подевались 111 млрд долл., выделенных ранее Незалежной? Сколько ещё придётся заплатить за её содержание? Как долго Украина сможет воевать? И, наконец, с каким результатом эта война закончится и будет ли он выгоден для США?

Байден делает вид, что не слышит, и вместо внятных ответов на них предлагает выделить дополнительную многомиллиардную помощь Украине, запугивая «российской угрозой» не только соотечественников, но и всё НАТО вместе с Евросоюзом. Так что украинская повестка не случайно занимает чуть ли не первое место в начавшейся в Соединённых Штатах избирательной кампании.

…А Россия всё никак не нападает. Кроме того, доверие американцев Байдену на украинском треке заметно уменьшилось в связи с несбывшимися ожиданиями скорой победы ВСУ. И теперь при определённых обстоятельствах в предвыборной гонке на Байдена могут повесить всех собак – и за растрату бюджетных миллиардов, отданных на поддержку безнадёжно проигрывающего киевского режима, и за серьёзный удар по авторитету американской гегемонии. Когда дело дойдёт до главных дебатов, припомнят всё: и бегство американских войск из Афганистана, и угрозу срыва «Соглашения Авраама» – большой серии договоров о нормализации отношений на Ближнем Востоке, заключённых под эгидой США, и обесценивание «Негевского форума» – стратегического диалога по безопасности в этом регионе, и возникшую из-за нового палестино-израильского конфликта неопределённость в сроках создания экономического коридора Индия – Ближний Восток – Европа, который Байден торжественно анонсировал после саммите G20 в Нью-Дели.

Всего этого вполне достаточно, чтобы пошатнуть авторитет американского лидера. А если ещё и Владимир Зеленский не оправдает потраченных на него миллиардов американских налогоплательщиков, Байден второй раз точно не попадёт в полюбившийся ему Овальный кабинет. Более того, потянет за собой в политическую бездну и большую часть «ослов», которые 5 ноября 2024 года, как и сам Байден, будут переизбираться в Сенат и Палату представителей Конгресса США. 

Волшебный горшочек больше не варит

Выборы в Палату представителей пройдут во всех 435 округах. Из 100 сенаторов переизбираться предстоит тридцати трём, из них двадцать сенаторов первого класса от Демократической партии. Политическая судьба демократов в Конгрессе, как и самого Байдена, во многом будет зависеть от ситуации на «фронтах Украины» и боевых достижений ВСУ. А они весьма сомнительны. Причины называются разные, в зависимости, с какой колокольни смотреть.

«Я хочу внести ясность: без действий Конгресса к концу года у нас закончатся ресурсы для закупки большего количества оружия и техники для Украины, а также для предоставления оборудования из военных запасов США. Не существует волшебного горшка финансирования, доступного для того, чтобы встретить этот момент. У нас закончились деньги и почти закончилось время», – поделилась своими наблюдениями с руководством Конгресса директор Административно-бюджетного управления Белого дома Шаланда Янг.

Янг не только обозначила риски, связанные с отказом в финансировании, но и отметила, что прекращение поставок американского оружия и техники увеличивает «вероятность военных побед России», а продолжение финансирования Украины, по её мнению, якобы является «ключом к предотвращению более крупного конфликта в регионе». В общем, попыталась в очередной раз запугать обитателей Капитолийского холма, потому что Байдену и демократам в целом сейчас приходится из кожи вон лезть, чтобы обеспечить стабильность американской военной помощи Киеву.

Они понимают: либо вместе с Зеленским победят, либо без него проиграют свою предвыборную кампанию. И президентскую кампанию Джо Байдена, конечно же, тоже. А вот насколько в теме сам «мощный старик», сказать сложно. Не исключено, что он уже давно в мире теней и является биологическим приложением к суфлёру – как периферийное устройство на полупроводниках.
 
Тем не менее и демократы, и республиканцы на протяжении всего года внимательно следили за настроениями электората, заказывая у ведущих социологических служб замеры общественного мнения насчёт военной помощи Украине. По данным Мичиганского университета, 48% опрошенных считают, что Джо Байден потратил слишком много денег на помощь киевскому режиму. Среди сторонников республиканцев такого мнения придерживаются 65% респондентов, у сторонников демократов – 32% и примерно 50 на 50 – у «беспартийных», сообщает The Financial Times. Опрос проводился с 4 по 5 декабря.

Месяцем ранее, 2 ноября, на сайте Института Гэллапа был опубликован ещё один отчёт, который зафиксировал, что взгляды американцев на войну изменились. В октябре 41% респондентов считали, что США делают слишком много для помощи Украине. Для сравнения: в августе 2022 года так думали только 24% респондентов, а в июне 2023 года – 29%. Среди респондентов-республиканцев 62% считают, что «США делают слишком много», в то же время 43% респондентов полагают, что США «делают всё правильно». Так что настроения в американском обществе действительно меняются.
 
При этом в августе 2022 года 66% респондентов высказались за поддержку намерения Украины вернуть под контроль свои бывшие территории, даже если это приведёт к затяжному конфликту. Сейчас такой точки зрения придерживаются 54% американцев, а 43% выступают за то, чтобы США попытались помочь быстрее закончить войну, даже если Украина пойдёт на территориальные уступки. За быстрейшее окончания конфликта высказались 55% республиканцев. А вот демократы, что было ожидаемо, выступают за продолжение финансирования ВСУ из бюджета США и, следовательно, за продолжение войны на Украине.

Насколько можно было убедиться, такая точка зрения уже не пользуется прежней популярностью, поэтому «ослиное» упорство демократов может сыграть с ними злую шутку на выборах. Надо учитывать, что американцы не были бы американцами, если б не считали деньги. И уже 61% респондентов уверены, что финансовая помощь Украине должна быть ограничена некими рамками.

Эту точку зрения разделяют 80% республиканцев. При этом 37% респондентов, в том числе 65% демократов, считают, что США должны продолжать оказывать помощь до тех пор, пока Украина об этом просит. И наконец 64% респондентов полагают, что ни одна из противоборствующих сторон войну не выигрывает. Перед началом «контрнаступа» это мнение высказывали 57% респондентов. Но тут надо учитывать, что у американцев нет достоверной информации о ситуации на украинском фронте, об этом позаботился «коллективный Байден». В противном случае они бы и думали, и считали бы иначе.

Но и без того общественное мнение уже не на стороне демократов, и Дональд Трамп вместе с конгрессменами-республиканцами активно использует слабость позиции соперников в предвыборной гонке. В первую очередь рубежи споров в Конгрессе обозначились вокруг мексиканской границы, через которую идёт инфильтрация нелегальной миграции. Для американцев это большая проблема – даже больше, чем для европейцев миграция из мусульманских стран Африки и Ближнего Востока.

Прежде на «понаехавших» из Латамерики смотрели как на дешёвую рабочую силу. Но сейчас впервые с 60-х годов прошлого века, в «американский рай» в огромном количестве стал прибывать такой контингент, у которого на уме не работа, а нечто другое. Импортированные ими пороки активно не нравятся американским обывателям, и республиканцы требуют ужесточить законодательство в отношении мигрантов. Расчёт простой: значительная часть граждан США охотнее отдадут голоса на выборах «слонам», ратующим за увеличение финансирования пограничных сил и органов миграционного контроля, чем «ослам», для которых на первом месте оказалась Украина, а не социальный комфорт в своей стране.

Укрепление границы с Мексикой было одним из главных предвыборных пунктов на президентских выборах в 2016 году и в 2019-м. Дональд Трамп в 2016 году пообещал избирателям построить стену на границе, а Джо Байден в 2019-м, напротив, заявил, что при его администрации «не будет построено ни одного фута стены». В нынешнем декабре Дональд Трамп вернулся к своему тезису из прошлой предвыборной программы и вновь пообещал закрыть границу в течение первого же дня своего президентства.

«Скорее всего, он станет номинантом и, скорее всего, выиграет гонку», – предрёк сенатор-республиканец Том Тиллис в эфире телеканала CNN. А такие шансы действительно есть.

Пентагон вам в помощь

Впрочем, всем понятно, что «ослы» и «слоны» бодаются на самом деле не за какую-то там стену, а за рейтинги будущих кандидатов в президенты и соискателей на места в Конгрессе. При этом Джо Байден оказался в такой ситуации, когда он проигрывает в любом случае. Если пойдёт на существенные уступки республиканцам в перераспределении бюджетных средств в пользу решения миграционных проблем, то потеряет часть голосов избирателей среди своего же электората. А если не уступит – его рейтинг станет полностью зависим от ситуации на Украине. В случае ещё одного крупного поражения ВСУ судьбу Байдена будут решать уже республиканцы.

Это к тому, что Байден в конце концов найдёт компромисс с законодателями, и Конгресс разрешит передать очередную порцию военной помощи киевскому режиму. Но она будет уже не такой жирной как в 2022-2023 годах. Зеленскому дали это понять с первых минут его визита на Капитолийский холм 12 декабря. В течение 22 месяцев Байден повторял, что США будут помогать Украине «так долго как это требуется» (as long as it takes). И вдруг Зеленский услышал от своего сюзерена: будем помогать «пока мы можем» (as long as we can). Вроде бы одно и то же, но появились оттенки и недосказанность. Зеленскому ненавязчиво объясняют: США больше не гарантируют безусловную поддержку киевского режима и не берут на себя бессрочных обязательств. Всё хорошее быстро заканчивается, это известно.

Да и контекст войны сильно изменился. Если прежде речь шла исключительно о «перемоге», а то и параде победы в покорённой Москве, то теперь представители администрации Байдена потребовали от Зеленского изменить стратегию ВСУ, если он хочет обеспечить более выгодные условия для начала мирных переговоров. Дескать, время переговоров придёт обязательно, потому что этим заканчиваются все войны… Что, в общем-то, не факт, потому что войны, бывает, заканчиваются ещё и капитуляцией.

Так тоже бывает, но пока что по «просьбе» Зеленского Пентагон откомандировал в Киев генерал-лейтенанта Антонио Агуто, который с декабря прошлого года по решению Сената США возглавляет Группу содействия безопасности Украины (Security Assistance Group Ukraine, SAGU) – для руководства зимней кампанией ВСУ. В течение года генерал давал командованию ВСУ советы издалека – с американской военной базы Клэй Казерне в Висбадене, где дислоцируется Командование Армии США в Европе и Африке (United States Army Europe and Africa, USAREUR-AF), теперь вот перебрался поближе к линии фронта.

Дело в том, что прежде в администрации Байдена полагали, что американским генералам не следует подолгу задерживаться на Украине. По двум причинам: во-первых, чтобы не давать повода Москве обвинять Вашингтон в прямом вмешательстве в украинский конфликт, во-вторых, чтобы не создавать впечатления, если что пойдёт не так, будто украинскую армию завели в тупик на поле боя именно американские генералы. Но теперь, когда дела на украинском фронте стали совсем плохими, администрации Байдена не до сохранения имиджа «непобедимости» американских полководцев – генералы армии США должны, что называется, на местности обучить украинских генералов новой тактике боевых действий.

Пентагон не скрывает, что разработал план зимней кампании и будет руководить боевыми действиями ВСУ под девизом «Удерживай и строй» (hold and build). Ну а непосредственная задача Антонио Агуто – заставить командиров частей и соединений ВСУ сосредоточиться на удержании подконтрольной территории и на укреплении боевого предполья с целью предотвратить начало возможного наступления российских войск в первые месяцы нового года. При этом в Вашингтоне понимают, что, несмотря на «полезные советы» генерала Агусто, «русские продолжат обстреливать украинские позиции и будут иметь возможность пополнять свои ряды и перевооружаться так, чего не может Украина». Что Незалежную ждёт не только суровая зима, атаки на инфраструктуру, но и сокращение помощи с Капитолийского холма.

Поэтому Байден и призвал Зеленского не терять надежду, которая, как известно, умирает последней.

Им бы зиму продержаться…

К слову, встреча с Зеленским на Капитолийском холме в декабре 2023 года разительно отличалась от той, что была год назад. Как пишет американская пресса, исчезла двухпартийная теплота, а вместо оваций и развёрнутых жовто-блакитных флагов Зеленского встретила «стена оппозиции» со стороны республиканцев. А страстные монологи артиста разговорного жанра уже не вызывают у зрителей эмоций.

«Нам нужна чёткая формулировка стратегии, чтобы позволить Украине победить, и до сих пор их ответы были недостаточными и не предоставили нам ясности и деталей, о которых мы просили», – заявил спикер Палаты представителей от Республиканской партии Майк Джонсон после встречи с Зеленским, указывая на то, что даже разрешение иммиграционного спора не обязательно приведёт к немедленному одобрению помощи Украине.

Ещё одна часть республиканцев полагает, что Киеву неизбежно придётся пойти на территориальные уступки. «В интересах Америки смириться с тем, что Украине придётся уступить часть территории русским, и мы должны положить конец этой войне, – считает сенатор-республиканец Джеймс Дэвид Вэнс. – Когда я думаю о великой человеческой трагедии, о сотнях тысяч невинных жителей Восточной Европы, которые были убиты в этом конфликте, я понимаю, что в наших и их интересах остановить убийства».

«В частности, в украинском вопросе каждый, у кого есть мозги в голове, знает, что это всегда закончится переговорами, – продолжил Вэнс. – Мысль о том, что Украина отбросит Россию к границам 1991 года, была абсурдной. На самом деле никто в это не верил. Мы говорим президенту, да и всему миру: вы должны чётко сформулировать, каковы ваши амбиции. Что 61 миллиард долларов может достичь того, чего не достигли 100 миллиардов долларов?» – цитирует сенатора The Washington Times.

На пресс-конференции с Байденом Зеленский назвал перспективу сдачи территорий «безумной». Но тут ещё надо разобраться, что такое настоящее безумство, а что – умение считать деньги, которых у киевского режима нет, а американцам бросать на ветер, похоже, стало жалко. У печатного станка, конечно, огромные возможности, но и он подвержен амортизации.

Но задачи Зеленскому поставлены: любой ценой удержать ВСУ на старых позициях, а народ в тылу – от бурного выражения недовольства затянувшейся войной. Но как бы там ни было, все усилия Центра информационно-психологических операций (ЦИПсО) неудачи на фронте не удаётся представить «перемогой», а систематическое отключение тепла, света, воды, мобильной связи и интернета по-прежнему порождают упаднические настроения. О том, что и Зеленский «испытывает первое реальное напряжение в национальном единстве внутри своей страны с начала войны», сообщили авторы статьи на портале CNN 13 декабря.

Ни о каких «наступах» и «контрнаступах» речь, конечно же, уже не идёт. Главное – перезимовать. Если к весне киевский режим ещё не потеряет дееспособность, Байден, возможно, окажет ему помощь оружием и боеприпасами. Но при этом он сильно рискует, поскольку в предстоящие пять месяцев, когда в Штатах будут проходить кокусы (партийные референдумы) и праймериз (первичные выборы), Байдену нечего будет предъявить избирателям по Украине, кроме слов: «Смотрите, Киев ещё держится…». Но звучит это, прямо скажем, малоубедительно и не слишком вдохновляюще.

Как известно, в январе-феврале (в крайнем случае – в начале марта) Байден обязан представить Конгрессу бюджетную заявку на следующий финансовый год, который начнётся 1 октября 2024 года. Если Зеленский ничего не сделает для достижения хотя бы символических побед на фронте, у Байдена не останется аргументов, чтобы объяснить, почему он продолжает оказывать помощь Украине. А в августе-сентябре надо будет предъявить съезду своей партии не менее убедительные и весомые доказательства правильности своего внешнеполитического курса.

В Белом доме полагают, что к этому времени авиация ВСУ, благодаря полученным F-16 и дальнобойным ракетам, сможет наносить удары на большую глубину расположения российских войск. Тогда, дескать, рейтинг Байдена рванёт вверх, и он во время дебатов главных конкурентов сможет бросить в лицо Трампу: «Я не зря потратил деньги американских налогоплательщиков!»

Ну что тут можно сказать? Только одно: мечтать, конечно, не вредно, но неплохо было бы выяснить мнение Кремля или хотя бы Сергея Шойгу – что он думает насчёт перспектив очередного украинского Wunderwaffe? А вот насколько глубоко видят перспективу в Киеве, вопрос на засыпку. Но там безусловно известно: даже если Байден с треском проиграет, он будет оставаться у руля до 6 января 2025 года и ещё успеет протянуть руку помощи Зеленскому. Если, конечно, история Украины нынешнего «разлива» к этому моменту не закончится.

Кстати, такой вариант не исключает и главный разведчик Украины. «Единственное, что я могу вам сказать, это то, что у Российской Федерации пока нет планов вести войну в 2025 году», – заявил 13 декабря генерал-лейтенант Буданов на дискуссионной панели «2024 год: вызовы и перспективы».

И правильно: если воевать будет не с кем, то планы не нужны. 

Текст: Людмила Гундарова