Арктическое противостояние: на боевую вахту заступают ледоколы

Новое военно-административное деление Российской Федерации, установленное с 1 марта, освободило Северный флот от лишних и ненужных функций, которыми он был наделён в 2020 году. По сути, это вернуло флоту возможность решать те задачи, которые ставились перед ним на протяжении предыдущих десятилетий – быть хозяином в Арктике.

В кладовой завелись «мыши»

В декабре прошлого года администрация Байдена поспешила объявить часть дна Берингова моря за пределами морской границы США своим «расширенным континентальным шельфом» (Extended Continental Shelf, ECS). Пикантность ситуации в том, что на этот участок морского дна претендуют Канада и Россия. Речь идёт о Чукотском нагорье (Chukchi Borderland), где обнаружены признаки подповерхностной углеводородной активности. Границы американского ECS на картах, опубликованных Госдепом США, нанесены практически вплотную к государственной границе РФ, игнорируя права России на расширение собственного континентального шельфа в этом морском районе.

Заявка США в Комиссию ООН по границам континентального шельфа (Commission on the Limits of the Continental Shelf, CLCS) подана вопреки соглашению Москвы и Вашингтона 1990 года. Попытка проигнорировать это соглашение показывает, что для Вашингтона нет «красных линий», когда дело пахнет нефтью и газом.

Наверное, не только предполагаемые залежи углеводородов сподвигли администрацию Байдена поторопиться с подачей заявки, но и другие политические виды на этот участок Берингова моря. Одобрение заявки, во-первых, может привести к ограничению международного судоходства и установке своеобразного шлагбаума у восточных «ворот» Северного морского пути (СМП). Во-вторых, это создаст дополнительное давление на действия российских атомных подводных лодок (АПЛ), совершающих переходы из Арктики в Тихий океан.

Спор из-за территории Чукотского нагорья – ещё не повод для войны. Однако по мере таяния льдов в Северном Ледовитом океане будет возникать всё больше причин для подобных споров, что может усилить военно-политическое противостояние в Арктике.

Арктическая группировка Северного флота РФ обеспечит безопасность в Арктике.
© Министерство обороны РФ

По прогнозам учёных, ледяная крыша мира может растаять к середине нашего столетия. Британские учёные называют ещё более близкий срок – 2035 год. Это событие уже отражено в арктической стратегии Китая, в которой упоминается, в частности, так называемый «Полярный шёлковый путь».

Китай в 2018 году уже объявил себя «приарктическим государством», что противоречит интересам стран, которые традиционно считаются приарктическими. Они, естественно, будут защищать свои исторически сложившиеся секторы в Арктике. Некоторые страны будут делать это в одиночку, как Россия, другие – в коалиции с НАТО.

В стремлении прибрать к рукам чужое добро, хранящееся под ледяной крышей Земли, американцев сдерживает пока только отсутствие собственного ледокольного флота. Эта проблема есть и у других стран НАТО. Тем не менее, если кто-нибудь подумает, что приполярные районы и Северный полюс – безлюдная ледяная пустыня, то сильно ошибётся.

На макушке Земли с каждым годом становится тесней от ледоколов и судов усиленного ледового класса, приходящих сюда под флагами Канады, Норвегии, США, Франции, Швеции и других стран. Давно знакома дорога к полюсу для американских и британских атомных подводных лодок (ПЛА).

Загадочные круизы «Капитана Шарко»

Подо льдами Арктики – с момента создания атомного подводного флота – ещё ни разу не прекращали практику несения боевого патрулирования ПЛА США и АПЛ России. В 2016 году после девятилетнего перерыва под лёд вернулись английские ПЛА. Это удовольствие обошлось британской короне в 20 млрд фунтов стерлингов. Цена вполне соразмерная поставленным стратегическим задачам, если учесть, что каждый поход под лёд – это сложная военно-морская операция, включающая ледокольное, авиационное и космическое обеспечение.

Если в приполюсном районе вы заметили чей-то ледокол, можете быть уверены, что где-то подо льдом в этом же районе – атомная подводная лодка. В общей сложности суда ледового класса различных стран 169 раз побывали на Северном полюсе. Из них 137 раз это были наши атомные и дизель-электрические ледоколы.

17 июля прошлого года на полюсе встретились единственный в мире гибридный ледокол класса люкс «Командир Шарко» (Le Commandant Charcot) французской компании Ponant (Compagnie du Ponant) и российский атомный ледокол «50 лет Победы». После рандеву на макушке Земли «50 лет Победы» взял курс на Мурманск, а «Командир Шарко» с VIP-туристами отправился к архипелагу Шпицберген.

Случайно ли француз оказался в том же месте, что и наш ледокол? Возможно, он обеспечивал развёртывание подо льдом американской, а может быть, и французской ПЛА, ведь графики прохода ледоколов через льды составляются не только туристическими компаниями.

Гибридный ледокол класса люкс «Командир Шарко» (слева) в порту Гамбурга.
© globallookpress.com

В этом году ледокол «Le Commandant Charcot», названный так в честь командира противолодочного корабля времён Первой мировой войны Жана-Батиста Шарко (не правда ли, странное название для круизного ледокола), отправится к Северному полюсу из Рейкьявика 26 июля. Круиз продлится 16 ночей. Начиная с 12 августа, этот же ледокол отправится из Рейкьявика в порт Ном (Nome) на Аляске. Круиз будет длиться 24 ночи. После этого, 6 сентября, ледокол покинет Ном и направится к берегам Норвегии, пройдя через Северный полюс. Время в пути – 20 ночей.

Можно понять VIP-туристов, жаждущих своими глазами увидеть макушку Земли. Но что они забыли в городке Ном с населением приблизительно 3700 человек? Его единственная достопримечательность – международный аэропорт. Однако путешественники платят деньги отнюдь не за возможность посетить захолустный Ном. Для компании также было бы выгоднее сделать два рейса к полюсу, чем один – в Ном. Разгадать без помощи военных причину странного круиза на Аляску «Командира Шарко» нам не дано, можно только предположить, что он в какой-то мере совпадает с маршрутом развёртывания или, наоборот, свёртывания американской атомной подводной лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) типа Ohio либо другого типа, но под флагом другой страны.

Военные уходят в отрыв

А теперь подсчитаем, исходя из количества ледоколов, кто настоящий хозяин в Арктике. По составу ледокольного флота и совокупной мощности главных энергетических установок Россия на десятилетия опередила все страны мира, в том числе и США. С 2017 года наша страна в области строительства боевых и патрульных ледоколов для ВМФ и Погранслужбы ФСБ ушла в отрыв от США и других стран НАТО.

Семь лет назад в состав Северного флота вошёл военный дизель-электрический ледокол «Илья Муромец». Это был первый ледокол, построенный для ВМФ за 45 лет. Он был создан по проекту 21180 на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге. Отработав технологию строительства, компания передала проектную документацию судостроительной фирме «Алмаз». По государственному оборонному заказу «алмазовцы» должны были построить два ледокола класса «река-море» по упрощённому и более дешёвому проекту 21180М. Первый из этих ледоколов, «Евпатий Коловрат», с марта текущего года проходит испытания на Камчатке.

Ко Дню Военно-Морского Флота планируется, что это судно войдёт в состав вспомогательного флота Тихоокеанского флота. Его задачи будут включать доставку грузов в труднодоступные гарнизоны, проводку военных кораблей в ледовых условиях, перевозку личного состава и проведение гидрографических работ. Второй ледокол, получивший имя «Святогор», заложен в сентябре прошлого года и сейчас находится в процессе строительства. Предусмотрена возможность вооружить ледоколы проекта 21180М зенитной артиллерийской установкой.
 
«Адмиралтейские верфи» с 2017 года перешли к строительству для ВМФ более крупных по водоизмещению универсальных патрульных кораблей ледового класса проекта 23550 шифр «Арктика». На головной ледокол «Иван Папанин» в апреле 2024 года уже заселился штатный экипаж военных моряков. Вместе со сдаточной командой он до конца года будет участвовать в запланированных заводских, ходовых и государственных испытаниях. Предполагается, что в декабре «Иван Папанин» войдёт в состав ВМФ, а весной 2025 года совершит поход к месту постоянного базирования, одним из которых может стать Беломорская военно-морская база в Северодвинске.

Таковы планы. Но испытания, как подтверждает опыт строительства ледоколов, могут затянуться. Вместе с тем существует большая вероятность, что в следующем году «Иван Папанин» всё же войдёт в боевой состав Северного флота. Второй корабль, названный в честь известного советского океанолога, участника четырёх войн инженера-контр-адмирала Николая Зубова, находится на стапеле в процессе строительства. Спуск его на воду предполагается осуществить в III квартале 2024 года.

Патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин» во время торжественной церемонии спуска на воду на предприятии «Адмиралтейские верфи».
© РИА Новости

В Кремле придают большое значение строительству боевых ледоколов. Например, Владимир Путин лично присутствовал на церемонии закладки корабля «Николай Зубов» в ноябре 2019 года. Это событие привлекло внимание главы государства, хотя даже закладка ракетных подводных крейсеров стратегического назначения не всегда удостаивается такой чести.

«Ивана Папанина», как и «Николая Зубова», можно назвать и универсальным кораблём ледового класса Arc7, и боевым ледоколом, способным ломать лёд толщиной до 1,7 м. Он же ещё буксир и патрульный корабль. Предназначен для охраны и мониторинга арктических водных ресурсов, конвоирования и буксировки в порт задержанных судов, сопровождения и поддержки судов обеспечения, участия в спасательных операциях и перевозки специальных грузов в контейнерах на верхней палубе. Последнее заслуживает особого внимания. Почему – скоро станет понятно.

Его справедливо называют боевым кораблём, так как он вооружён автоматической артиллерийской установкой АК-176МА калибра 76,2 мм. По данным из открытых источников, её скорострельность 125 +/- 12 выстрелов в минуту. Может стрелять как осколочно-фугасными, так и зенитными снарядами. Наземную цель с толщиной брони до 5 мм боеприпас поражает на дальности до 12 км, воздушную – на высоте до 11 км.

На ледоколах проекта 23550 также могут размещать две автоматические корабельные ротационные пушки АК-630М2, а у личного состава будут пулемёты «Корд» калибра 12,7 мм, ПЗРК «Игла» или «Верба», другое стрелковое и зенитное оружие. В авиационной группе – один вертолёт Ка-27 или Ка-226 и БПЛА в палубном ангаре.

«Калибры» на макушке

Артиллерийское, зенитное и стрелковое оружие не единственное в арсенале ледоколов проекта 23550. «На корабле зарезервировано место для размещения ударного ракетного оружия», – сказал на церемонии закладки «Николая Зубова» 27 ноября 2019 года президент Путин. И тут вспомним о специальных грузах в контейнерах на верхней палубе.

Идея разместить ракетную установку в стандартных 20- и 40-футовых ISO-контейнерах не нова. В 2011 году на V Международном военно-морском салоне (МВМС-2011) в Санкт-Петербурге Концерн «Моринформсистема-Агат» представил действующий образец контейнерного комплекса ракетного оружия. В паспорте экспортного контроля он был обозначен как «Club-K», а на внутреннем рынке известен как «Калибр-К». В стандартном 20-футовом контейнере находились четыре унифицированные противокорабельные ракеты в экспортном варианте Х-35УЭ и аппаратура управления.

Президент РФ Владимир Путин выступает на церемонии закладки патрульного корабля ледового класса «Николай Зубов».
© РИА Новости

22 августа 2012 года концерн на своём сайте официально сообщил о проведении бросковых испытаний ракеты Х-35УЭ из контейнерного комплекса ракетного оружия Club-K. «На текущий момент ведётся подготовка к аналогичным испытаниям комплекса с ракетами 3М-54Э (экспортный вариант противокорабельной ракеты 3М-54) и 3М-14Э (экспортный вариант ракеты 3М-14, предназначенной для поражения стационарных и малоподвижных наземных и морских целей)».
 
За 12 лет развитие контейнерного комплекса ракетного оружия ушло далеко вперёд. Сегодня уже не является секретом их модульное устройство. Каждый контейнер заключает в себе универсальный автономный стартовый модуль с четырьмя транспортно-пусковыми установками, модуль боевого управления, модуль энергопитания и жизнеобеспечения. Дополнительно комплексы могут быть оснащены модулем обнаружения и сопровождения цели.

Ледоколы проекта 23550 оснащены специальными площадками для установки двух контейнеров с ракетными комплексами «Калибр-К» («Арктика»). В каждом контейнере находятся четыре крылатые ракеты. Также есть возможность установить два контейнера с ракетным комплексом 3К24 «Уран», в каждом из которых будет по четыре противокорабельные ракеты «Х-35».

Не исключено, что в 2025 году на вооружение ледоколов ВМФ может поступить ещё и контейнерная версия гиперзвуковой противокорабельной ракеты «Циркон», совместимая с ракетным комплексом «Калибр-К» («Арктика»).

Таким образом, в следующем году Северный флот пополнится уникальным по своим характеристикам мощным патрульным кораблём ледового класса. «Он задуман, спроектирован так, чтобы нести службу именно в непростых, порой опасных и непредсказуемых северных условиях, эффективно решать максимально широкий спектр задач, обеспечивать торговое судоходство на Северном морском пути, научные работы и, конечно, надёжно защищать наши рубежи и национальные интересы России в арктических широтах», – сказал президент России. 

На страже полярной границы

В декабре 2022 года Федеральный закон РФ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» по инициативе Министерства обороны РФ был дополнен статьёй 14 «Заход иностранных военных кораблей и других государственных судов во внутренние морские воды в акватории Северного морского пути». Документ регулирует порядок допуска и режим плавания по Северному морскому пути (СМП) иностранных военных кораблей и государственных судов.

Дизель-электрический ледокол «Илья Муромец», совершивший переход с Балтийского моря в Кольский залив, прибывает на базу в Североморске.
© РИА Новости

Россия по-прежнему строго соблюдает Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, но установленного ещё в 1998 году комфортного режима судоходства для военных кораблей и государственных судов из недружественных стран больше не будет. Контроль за соблюдением перечисленных в законе правил возложен на «федеральный орган исполнительной власти по обороне и федеральный орган исполнительной власти по безопасности», то есть Минобороны и ФСБ. Для выполнения этой задачи Береговая охрана Пограничной службы ФСБ РФ (БОХР ПС ФСБ России) тоже обзаведётся ледоколами.

С июня 2020 года на Выборгском судостроительном заводе строятся по проекту 23550 шифр «Ермак» (разработан на основе проекта 23550) два пограничных сторожевых корабля 1 ранга ледового класса: «Пурга» и «Дзержинский».

По сравнению с кораблями, имеющими строительный шифр «Арктика», у «Ермака» на 10 суток увеличена автономность плавания (до 70 суток) и на 12 миль – дальность плавания (до морских 12 тыс. миль). Экипаж составляет 60 человек плюс находящаяся на борту досмотровая группа с силовой поддержкой – всего до 50 человек. Единственное отличие в вооружении от кораблей проекта с шифром «Арктика» заключается в отсутствии ударного ракетного оружия.

Береговые войска Погранслужбы ФСБ должны были получить «Пургу» уже в этом году, но судя по последней информации с завода, срок сдачи сдвигается вправо, на 2025 год. С октября 2022 года корабль находится в достройке у причальной стенки завода. О завершении этого этапа и о подготовке испытаний пока не сообщалось. Корабль «Дзержинский», заложенный в декабре прошлого года, войдёт в состав морских частей БОХР ПС ФСБ не ранее декабря 2028 года. Пятилетний период строительства не назовёшь маленьким. Однако следует учесть, что это была первая попытка создания военных ледоколов подобного класса в послевоенный период и первый успешный опыт строительства кораблей 1 ранга в современной России.

Закладная табличка пограничного сторожевого корабля 1 ранга ледового класса «Пурга».
© Министерство обороны РФ

Вероятно, они будут служить в восточных и западных районах Северного морского пути. На востоке это будет район, расположенный на географической параллели мыса Дежнёва в Беринговом проливе. На западе – от меридиана мыса Желания до архипелага Новая Земля, включая восточную береговую линию архипелага и западные границы проливов Маточкин Шар, Карские Ворота и Югорский Шар.

Новые сторожевые ледоколы БОХР ПС ФСБ надёжно запрут «ворота» СМП от нежелательных и нежданных в России гостей. А боевые ледоколы ВМФ – надёжно прикроют «Калибрами» и «Цирконами» российский сектор Арктики в приполюсных районах.