Антироссийские санкции как способ самоубийства

В первую очередь «закат Европы» выгоден, конечно же, американцам, но без Олафа Шольца, Анналены Бербок и главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен такого грандиозного успеха они не добились бы.

Государство может самоубиться разными способами. Например, расширить свои владения до того, что контролировать границы имеющимися силами окажется невозможно (на этом погорели Древний Египет с Древним Римом). Или увлечься самоизоляционизмом до такой степени, чтобы отстать от остального мира лет на двести – как некогда Китай. Или ввязаться в войну с заведомо более сильным противником – на это были горазды многие. А Евросоюз, похоже, нашёл свой собственный путь в небытие.

Германия, «зелёные» и остальные

Под фанфары, трубящие про «европейские ценности», страны ЕС медленно, но верно вгоняют в агонию свои экономики и расшатывают и без того неустойчивое равновесие политических сил, позволявшее в нормальных условиях несколько десятков лет обеспечивать гражданское согласие и относительное процветание. Ведь экономические неурядицы – это любимая козырная карта всех политиков, находящихся в оппозиции к правящей партии, особенно если проблемы возникают вследствие политических просчётов. 

При этом тяжелее всего приходится индустриальным локомотивам Европы – Германии и Франции. Известный немецкий политик Сара Вагенкнехт в интервью Welt заявила: «Ни одно другое правительство не реализует антироссийские санкции таким саморазрушительным образом, как наше». Эта дама известна своими «левыми» взглядами, и её, конечно, можно заподозрить в том, что она нарочно сгущает краски, для того, чтобы побольнее пнуть Федерального канцлера Германии Олафа Шольца, а заодно и министра иностранных дел – «зелёную» Анналену Бербок (именно эта «сладкая парочка» ответственна за рецессию, в которой всё сильнее увязает немецкая экономика).

Но на днях на съезде однопартийцев сам Шольц признал, что прекращение российских поставок газа в Европу оказалось для его страны фатальным и уточнил, что немцы лишились половины получаемого газа, а Европа в целом недосчиталась 120 миллиардов кубометров углеводородов, при этом переплатив за газ 185 миллиардов евро. Правда, в растущих ценах Шольц обвинил не себя, а Путина, но ему ничего другого и не оставалось, он же не может признать, что Германия, ввязавшись в авантюру с антироссийскими санкциями, сама накинула себе на шею энергетическую удавку, да ещё её и затянула.

Тем не менее, Германия продолжает проводить в отношении России жёсткую санкционную политику. Самым яростным выразителем этой линии является уже упоминавшаяся Анналена Бербок, нередко делающая заявления, от которых у мировой общественности уши в трубочку сворачиваются. То ляпнет, что Германия воюет с Россией, то начнёт рассуждать о возможном повороте политики Путина на 360 градусов, то призывает весь мир выбирать между Россией и Украиной, ссылаясь при этом на Устав ООН. И при этом постоянно призывает всех и вся активно помогать Киеву. Напомним, что фрау Бербок представляет партию «Зелёных», которая давно трансформировалась из эко-активистской партии в главную проамериканскую силу в Германии. Фактически, немецкие «зелёные» представляют собой германский филиал демпартии США. А значит, для них главное – следовать за Большим Братом. Что Анналена и демонстрирует со всех трибун, которые ей попадаются, не обращая внимания на то, что антироссийская политика идёт во вред её родине.

По словам министра экономики и вице-канцлера Германии Роберта Хабека, резкий рост цен на энергоносители и падение покупательной способности населения чреваты – ни больше ни меньше – крахом социального мира. Реальность такова: Германия быстро расходует резервы, накопленные за послевоенный период. В рамках рецессии продолжается спад ВВП (за уходящий год – на 0,4%), инфляция в октябре скакнула до отметки в 10,4%, это антирекорд с 1951 года.

Глава Федерального статистического ведомства Германии Георг Тиль констатировал, что наиболее резко подорожали пищевые жиры и растительное масло (49,7%), а счета за «коммуналку» выросли запредельно: природный газ подорожал на 109,8%, теплоснабжение от ТЭЦ – на 35,6%, дрова – на 108,1%. Электричество стало дороже на 26%, бензин – на 22,3%.

Правительство едва успевает печатать деньги, чтобы влить их в социалку. Но, запустив печатный станок, оно всё глубже увязает в долгах. Пока что в Германии нет массовой безработицы и забастовок, но немцы уже довольно жёстко экономят электричество, горячую воду и даже продукты. За примерами далеко ходить не надо. В Германии действует Tafel – организация, забирающая в супермаркетах «просрочку», чтобы раздавать её бедным слоям населения. Так вот, Tafel вынуждена была ограничить работу многих своих пунктов, потому что продуктов на всех нуждающихся не хватает.

Необходимость экономить газ из-за его дороговизны привела к сокращению производства или даже полному закрытию многих предприятий. Больнее всего это ударило по энергоёмким отраслям. В частности, остановились сталелитейные заводы в Бремене и Гамбурге. Объявил об остановке производства аммиака гигант химической промышленности BASF. Угроза разорения нависла более чем над 14 тысячами ресторанов, пабов и кафе.

Олаф Шольц уже заявил, что не удовлетворён ростом немецкой экономики. Правда, не понятно, что он имел в виду: в стране наблюдаются признаки сильного экономического спада, о каком «росте» в такой ситуации можно рассуждать?

Госдолг – три триллиона евро

Введение санкционных мер против России оказало пагубный эффект и на французскую экономику. Хотя и несколько менее разрушительный, чем в Германии. Ведь в Париже, как было метко подмечено в одном из рекламных слоганов времён Горбачёва, рождались «моды и духи», а Берлин ассоциировался с надёжностью, технологичностью и «немецким качеством». Кроме того, немецкая экономика была теснейшим образом связана с Россией, местные промышленные гиганты работали на российских энергоносителях и российском же сырье, а Франция в этом плане более самодостаточна.

Напомним, что энергетика во Франции на 70% процентов – ядерная, спекулятивные цены на газ её не подкосили. Но для атомных станций нужен уран, который она получала в африканских странах по весьма льготной цене, иногда в 100 раз меньшей среднерыночной. Процветание энергетики, а значит, и экономики, обеспечивалось, во многом, как раз за счёт дешёвых энергоносителей.

Теперь же, кстати, не без участия России, французы получили от ворот поворот в Мали, ЦАР, Нигере, Буркина-Фасо. В Конго Макрон вообще стал персоной нон грата после того, как устроил скандал перед камерами. То есть доступ к дешёвому урану оказался для Франции максимально затруднён.

Французы попытались наложить лапу на залежи урана на территории Украины, но Зеленский и Аваков успели приватизировать прииски без участия Макрона.

Конечно, если бы не жёсткая антироссийская риторика официального Парижа, можно было бы получить столь необходимый уран в России. Но при том крайне недружелюбном настрое, который демонстрирует президент Франции, рассчитывать на понимание российской стороны, понятное дело, не следует. Так что французскому правительству приходится раскошеливаться, чтобы поставлять на АЭС необходимое топливо по рыночным ценам.

В результате минувшей зимой, которая, кстати, была довольно мягкой, обывателям приходилось платить за отопление чуть не вдвое дороже. В наступающем году цены снова вырастут – к гадалке не ходи. Также дорожают и привычные продукты. Причём по одной и той же схеме: сначала создаётся искусственный дефицит, при этом виноватой объявляется Россия, якобы препятствующая поставкам. А через некоторое время продукт вновь появляется на прилавках, но уже дороже в два-три раза. Плюс люди массово теряют работу, причём – в разных сферах. Персонал потихоньку сокращается: где на треть, а где – и наполовину. Тем, кто сохранил рабочие места, приходится работать и за себя, и «за того парня» – за зарплату одного.

Тем не менее Эммануэль Макрон продолжает считать, что развернувшийся конфликт России и Запада – это проверка для Европейского союза. И выступает за начало переговоров о вступлении Украины в Евросоюз. А правительство исходит из того, что до конца 2023 года против России будет принят 12-й пакет санкций. Об этом недавно заявила министр иностранных дел Катрин Колонна. Мадам министр убеждена, что поддержка Евросоюзом Украины означает, в том числе, и ужесточение санкций против Москвы. Вот только на фоне антироссийских выпадов политиков госдолг Франции в 2023 году достиг уже трёх триллионов евро, что представляет серьёзную проблему. Возможно даже, что финансовые неурядицы являются истинной причиной, по которой глава Европейского Центробанка Кристин Лагард отказалась минувшим летом от предложения возглавить правительство – кресло главного банкира страны гораздо удобнее, и, главное, надёжнее.

Иными словами, экономика Франции стала заложницей личных убеждений и пристрастий узкого круга влиятельных политиков. В первую очередь – глобалиста Макрона, который на политическую сцену выскочил как чёртик из табакерки за год до своих первых президентских выборов – и победил. А потом пошёл на второй срок – и снова победил. Ходит слушок, что в конституцию может быть внесено изменение, разрешающее баллотироваться на президентский пост три срока кряду. Так что этот деятель, возможно, успеет угробить страну окончательно, превратив её из индустриальной державы непонятно во что.

Нас послами в Париж точно не пошлют, так что можем недипломатично напомнить: действующий президент Франции является ставленником Ротшильдов, то есть крупного банковского капитала, вплотную связанного с транснациональными компаниями.

Этот банк даже называют «президентским», так как его топ-менеджеры нередко занимают должности в аппарате президента страны и в управленческих структурах государства. Макрон сделал в нём стремительную карьеру: от аналитика до управляющего и компаньона.

В 37 лет перспективный банковский служащий стал министром экономики – самым молодым французским министром в новейшей истории. Через два года он создал партию «Вперёд!», а ещё через год – уселся в президентское кресло. Теперь честно отрабатывает деньги, затраченные покровителями на его политическую карьеру. Короче, бедная Франция…

США остаются в выигрыше

Многие аналитики сходятся на том, что мир скатывается в очередной экономический кризис: Евросоюз остался без сырья и энергоресурсов, России пытаются ограничить доступ к технологиям, у Китая ослабляются торгово-экономические связи с ЕС. А США не могут справиться с последствиями начавшегося процесса дедолларизации глобальной экономики. Про страны третьего мира лучше даже не заговаривать: над ними висит реальная угроза голода, с которой развитые страны, испытывающие экономические трудности, справиться не помогут.

Впрочем, США всё равно окажутся в выигрыше, потому как они имеют гораздо менее масштабные экономические связи с Россией, чем Европа. К тому же, хоть Штаты и являются ведущим экспортёром продуктов питания и энергоносителей, но у американских нефтяников и фермеров себестоимость производства до введения санкций против России была выше, чем у большей части конкурентов из других стран, в том числе и европейских. В некоторых отраслях американский бизнес вообще балансировал на грани рентабельности. Но после скачка цен на энергоносители и продукты питания ситуация изменилась, американцы даже получили долгожданную возможность расширить производства.

Ко всему прочему, европейские производители из-за подорожания энергии всё чаще теряют конкурентоспособность или становятся банкротами. Это касается металлургии, машиностроения, химической промышленности, сельского хозяйства. И даёт шанс американским компаниям отхватить себе от европейского рынка немало жирных кусков. А Европе остаётся только подсчитывать убытки и утешаться красивыми словами об общечеловеческих ценностях.

Текст: Вера Жердева