Узбекистан как стратегическая точка Средней Азии — к визиту Путина в Ташкент

Стабильность и порядок в Средней Азии необходимы как России, так и всем региональным игрокам, заинтересованным в суверенном развитии без вмешательства чуждых сил.

Столица Узбекистана стала пунктом назначения второго государственного визита Владимира Путина после его инаугурации, что даёт понимание важности этого среднеазиатского государства для России и не только. Это очень своевременный визит. Средняя Азия достаточно быстро возвращается в состояние Большой Игры, а Узбекистан остаётся наиболее стабильным государством региона. Он не входит в ОДКБ, но при этом старается учитывать российские интересы, а это дорогого стоит. С Узбекистаном граничит Афганистан, с которым Москва и Ташкент строят рабочие отношения, работая над созданием юридических условий для полноценной экономической кооперации. Ещё в 2018 году возник проект строительства железной дороги длиной 573 километра, которая соединит Узбекистан с портами Пакистана и Ирана через Афганистан. Важной частью проекта было обучение афганских железнодорожников, но из-за геополитической турбулентности этот проект не был реализован. Однако в феврале президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев на встрече с президентом РФ в Казани подтвердил заинтересованность в строительстве такой железной дороги. У России есть что предложить обеим странам — к своей выгоде. Среди подписанных в Ташкенте документов — протокол по строительству в Узбекистане АЭС российского проекта. Дополнительные генерирующие мощности необходимы всему региону: в самом Узбекистане зима 2022 года обнажила весь комплекс проблем с энергетикой — свет отключали даже в больницах. Развитие Средней Азии с опорой на инфраструктурные проекты со значимым российским участием — хорошая геополитическая инвестиция, особенно с учётом ресурсного потенциала Афганистана и будущих транспортных коридоров через него. Актуальная сейчас тема миграции тоже прорабатывалась. В 2023 году число граждан Узбекистана, уехавших в Россию на ПМЖ, увеличилось в 1,9 раза год к году. В абсолютных цифрах это немного — 2,67 тыс. человек, но важна динамика. Что касается трудовой миграции, то в последние годы Узбекистан предоставляет половину иностранных рабочих для России. Межгосударственный механизм, который позволит контролировать миграцию, можно только приветствовать. Стабильность и порядок в Средней Азии необходимы как России, так и всем региональным игрокам, заинтересованным в суверенном развитии без вмешательства чуждых сил.

Текст: Елена Панина