США терпят поражение в геополитической войне в Газе

М. К. Бхадракумар

Спустя сто лет после арабского восстания (1916-1918) против правящих турок-османов на фоне надвигающегося поражения Германии и Тройственного союза в Первой мировой войне вспыхнуло ещё одно вооружённое восстание арабов — на этот раз против израильской оккупации, на фоне надвигающегося поражения Соединённых Штатов и Европейского союза. Война НАТО на Украине — захватывающее зрелище повторения истории без сокращений.

Османская империя распалась в результате арабского восстания. Израилю тоже придётся освободить оккупированные ранее территории и освободить место для государства Палестина, что, конечно же, станет сокрушительным поражением для США и ознаменует конец их глобального господства, напоминая битву при Камбре на севере Франции (1918), где немцы — окружённые, измученные и с разлагающимся моральным духом на фоне ухудшающейся внутренней ситуации — столкнулись с уверенностью в том, что война проиграна, и сдались.

От бурного потока событий прошедшей недели захватывает дух, начиная с телефонного звонка, сделанного президентом Ирана Сайидом Ибрагимом Раиси наследному принцу Саудовской Аравии Мухаммеду бен Салману в среду, чтобы обсудить общую стратегию в отношении ситуации после разрушительного нападения Исламского движения сопротивления ХАМАС на Израиль 7 октября.

Ранее во вторник в своём мощном заявлении Верховный лидер Ирана Аятолла Али Хаменеи подчеркнул, что «с военной и разведывательной точек зрения это поражение (от ХАМАС) непоправимо. Это разрушительное землетрясение. Маловероятно, что (израильский) узурпаторский режим сможет воспользоваться помощью Запада, чтобы устранить глубокие последствия, которые этот инцидент оказал на его правящие структуры».

Высокопоставленный иранский чиновник сообщил агентству Рейтер, что призыв Раиси к наследному принцу был направлен на «поддержку Палестины и предотвращение распространения войны в регионе». «Звонок был хорошим и многообещающим». Достигнув широкого взаимопонимания с Саудовской Аравией, министр иностранных дел Ирана Хоссейн Амир Абдоллахиан провёл беседу со своим коллегой из Эмиратов шейхом Абдуллой бен Зайедом, в ходе которой он призвал исламские и арабские страны оказать поддержку палестинскому народу, подчеркнув неотложность ситуации.

В четверг Амир Абдоллахиан отправился в региональное турне по Ираку, Ливану, Сирии и Катару, которое продлилось до субботы для координации действий с различными группами сопротивления. Примечательно, что он встретился с лидером «Хезболлы» Хасаном Насраллой в Бейруте и лидером ХАМАС Исмаилом Ханией в Дохе. Амир Абдоллахиан заявил СМИ, что, если Израиль не прекратит свои варварские авиаудары по Газе, эскалация Сопротивления неизбежна и Израиль может пострадать от «мощного землетрясения», поскольку «Хезболла» находится в состоянии готовности вмешаться.

Axios сообщил в субботу со ссылкой на два дипломатических источника, что Тегеран направил решительный сигнал Тель-Авиву через ООН о том, что ему придётся вмешаться, если израильская агрессия в секторе Газа продолжится. Проще говоря, Тегеран не остановит два американских авианосца и несколько военных кораблей и истребителей у берегов Израиля. В воскресенье советник Белого дома по национальной безопасности Джейк Салливан признал, что США не могут исключать возможного вмешательства Ирана в конфликт.

Тем временем, пока Иран координировал свои действия с группами сопротивления на военном фронте, Китай и Саудовская Аравия перешли на дипломатический путь. В четверг, когда госсекретарь США Энтони Блинкен направлялся в арабские столицы после переговоров в Тель-Авиве в поисках помощи в освобождении заложников ХАМАС, специальный посланник Китая по Ближнему Востоку Чжай Цзюнь связался с заместителем министра по политическим вопросам министерства иностранных дел Саудовской Аравии Саудом М. Аль-Сати о палестино-израильской ситуации с акцентом на палестинский вопрос и, в частности, на гуманитарный кризис, разворачивающийся в Газе. Контраст не мог быть более резким.

В тот же день в министерстве иностранных дел Китая произошло экстраординарное событие, когда посланники арабских стран в Пекине добивались групповой встречи со специальным посланником Чжаем, чтобы подчеркнуть свою коллективную позицию о том, что после нападения Израиля на Газу возник «очень серьёзный» гуманитарный кризис и «международное сообщество несёт ответственность за принятие немедленных действий по ослаблению напряжённости, содействию возобновлению мирных переговоров и защите законных национальных прав палестинского народа».

Послы арабских стран поблагодарили Китай «за отстаивание справедливой позиции по палестинскому вопросу… и выразили надежду, что Китай продолжит играть позитивную и конструктивную роль». Чжай выразил полное понимание того, что «главным приоритетом является сохранение спокойствия и проявление сдержанности, защита гражданского населения и обеспечение необходимых условий для облегчения гуманитарного кризиса».

После этой внеочередной встречи Министерство иностранных дел Китая в полночь разместило на своём веб-сайте развёрнутое заявление члена Политбюро ЦК КПК и министра иностранных дел Ван И под названием «Китай стоит на стороне мира и человеческой совести в вопросе о Палестине». Сообщается, что это побудило министра иностранных дел Саудовской Аравии принца Фейсала бен Фархана позвонить Ван И.

Интересно, что Блинкен также позвонил Ван И из Эр-Рияда 14 октября, где, согласно сообщению Госдепартамента, он «подтвердил поддержку США права Израиля на самооборону и призвал к немедленному прекращению нападений ХАМАС и освобождению всех заложников» и подчеркнул важность «сдерживания других сторон (то есть Ирана и ”Хезболлы”) от вступления в конфликт».

Короче говоря, во всех этих обменах мнениями с участием Саудовской Аравии — особенно на встречах Блинкена в Эр-Рияде с министром иностранных дел Саудовской Аравии и наследным принцем Мухаммедом бен Салманом, в то время как США сосредоточились на проблеме заложников, саудовская сторона вместо этого обратила внимание на гуманитарный кризис в Газе. Данные Госдепартамента указывают на расхождения в приоритетах двух сторон.

Достаточно сказать, что скоординированная саудовско-иранская стратегия, поддерживаемая Китаем, оказывает давление на Израиль, чтобы он согласился на прекращение огня и деэскалацию. Поддержка ООН ещё больше изолирует Израиль.

Ухода Биньямина Нетаньяху следует ожидать, но он не сдастся без боя. Американо-израильские связи могут оказаться под напряжением. Президент Байден попал в безвыходное положение, возвращаясь к затруднительному положению Джимми Картера из-за кризиса с заложниками в Иране в 1980 году, который положил конец его выдвижению на второй президентский срок. Байден уже отступает.

Куда всё пойдёт дальше? Очевидно, что чем дольше будет продолжаться израильское наступление на Газу, тем сильнее будет международное осуждение и требование открыть гуманитарный коридор. Мало того, что такие страны, как Индия, выразившая «солидарность» с Израилем, потеряют лицо на Глобальном Юге, даже европейские союзники Вашингтона окажутся в тяжёлом положении. Ещё предстоит выяснить, является ли вторжение Израиля в Газу вообще реалистичным.

В дальнейшем ось Арабы-Иран-Китай поднимет вопрос о бедственном положении Газы в Совете Безопасности ООН, если Израиль не отступит. Россия предложила проект резолюции и настаивает на голосовании. Если США наложат вето на резолюцию, Генеральная ассамблея ООН может вмешаться и принять её.

Тем временем американский проект по реанимации Авраамических соглашений теряет обороты, а заговору по подрыву саудовско-иранского сближения при посредничестве Китая грозит внезапная смерть.

Что касается динамики сил в Западной Азии, то эти тенденции могут сработать только на пользу России и Китаю, особенно если БРИКС в какой-то момент возьмёт на себя ведущую роль в руководстве ближневосточным мирным процессом, который больше не является монополией США. Это время расплаты для России.

Эпоха нефтедоллара заканчивается, а вместе с ней и глобальная гегемония США. Таким образом, возникающие тенденции во многом способствуют укреплению многополярности в мировом порядке.